Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ФАКТОРОВ ИХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ФАКТОРОВ ИХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Долгушина А.А.
Россия, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова

Формирование основ музыкальной культуры (ОМК) дошкольников на начальном этапе обучения музыке представляет существенную трудность для многих педагогов-музыкантов. Педагогу следует учитывать ряд факторов, влияющих на данный процесс.

На формирование ОМК дошкольников оказывает влияние ряд объективных и субъективных – внешних и внутренних факторов, конструктивного и деструктивного характера, позитивного и негативного свойства. Из анализа факторов можно сделать вывод о том, что они взаимно интегрированы и амбивалентны. В процессе исследования факторов нами отмечено, что, будучи тесно взаимосвязаны, они представляют собой индивидуальную последовательную цепь, где каждый последующий фактор вытекает из предыдущего или комплекса других.

Следует отметить, что объективные факторы в своей совокупности порождают формирование субъективных факторов развития личности. Дошкольник воспринимает влияние объективных факторов сквозь призму субъективных. То есть, позитивные объективные факторы конструктивного характера достигнут цели в том случае, если личность готова их воспринять субъективно, на индивидуальном уровне развития и воспитанности. Становясь сильнее, субъективные факторы корректируют объективные. Дошкольник открыт влияниям, но их комплекс должен быть педагогически регулируем и управляем.

Склонные к неизведанному, активные дошкольники проявляют повышенный интерес к музыкальному образованию при условии наличия перспективы самовыражения и самоутверждения, показанной сегодня ЦТ (Проект «Голос-дети» и другие детские конкурсы, смотры творческих достижений, презентации). Задача педагога-музыканта - обеспечить условия, способствующие личностному осознанию  и присвоению этой перспективы, используя результаты анализа окружения, мотивационную сферу, интересы, эмоциональность, музыкальную сензитивность дошкольников и прочее.

В числе ведущих факторов, влияющих на развитие музыкальных интересов ребёнка (А.В.Запорожец, М.С. Ткачёва, М.Е. Хилько) [1, 2] названо окружение ребенка: семья, детский коллектив, где во взаимодействии происходит приобретение жизненного опыта, формирование характера и другое. В процессе взаимодействия, опосредованного эмоциональными эталонами — нравственными нормами, у ребёнка складывается эмпатия, рефлексия и другие психолого-педагогические образования. Дошкольник в определенных условиях проявляет сочувствие, сопереживание, стремление идентифицировать информацию и сделать вывод. Сочувствие зависит от эмоциональной восприимчивости. Сочувствовать – значит, понимать мысли и чувства другого человека, выраженные в речи, в мимике, в рисунке или музыке, в поведении окружающих людей. Окружение дошкольников, если оно музыкально, можно выгодно использовать в развитии музыкальных интересов и других компонентов ОМК.

На начальном этапе обучения музыке дошкольник начинает осваивать этические переживания с позиций эмоциональности, переходящей в русло нравственности. Во второй половине дошкольного возраста ребенок может оценить своё поведение и старается действовать в соответствии с моральными нормами, усвоенными  в семье и детском коллективе. Они  часто требуют педагогической коррекции, что может быть обеспечено переориентацией интереса в сторону музыки.

В своих исследованиях В.С. Мухина отмечает, что детям дошкольного возраста свойственно переживание потребности в любви [3]. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие – ребенок чувствует уверенность, защищённость. Поиск источника дошкольник ведет в радиусе близкого окружения. Им может стать педагог-музыкант, использующий средства адекватной самопрезентации, что повысит музыкальную сензитивность.

Эмоциональность является фактором формирования музыкальных интересов дошкольников. Эмоциональное развитие, в свою очередь, является результатом влияния множества факторов при признании главным целенаправленное воспитание. Особенностью нервной системы дошкольника считается эмоциональность, которая и рассматривается как ситуативная характеристика. Эмоциональность дошкольника обуславливает впечатлительность, обеспечивает живость восприятия. Она может проявляться в своеобразии реакции, в большей или меньшей  яркости воображения, в избирательности музыкального внимания.

Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребёнка, В.С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте дети находятся «в плену» эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни, придавая им свою выразительность. Внешнее выражение чувств у ребёнка носит непосредственный, бурный и непроизвольный характер в отличие от взрослого человека. Чувства дошкольников часто сменяются, быстро вспыхивают и так же быстро гаснут. Нередко весёлость сменяется слезами. Возрастная чувствительность приводит к тому, что возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития музыкальности, происходит  подъём в развитии соответствующих способностей. Педагогу надлежит обеспечить погружение в мир музыки через чувства и эмоции, предлагая ситуации переживания и образцы их выражения.

Обучаться и воспроизводить музыку невозможно без эмоций. У дошкольников появляются новые формы душевного отклика – восторг и желание сделать так же. В дошкольном возрасте постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции интеллектуализируются, а познавательные процессы обогащаются чувством [4].

Современный дошкольник, в силу существенных особенностей нравственной воспитанности (отсутствие запретов) и односторонности волевого (отсутствие тормоза) развития, с большим желанием воспринимает воздействие негативных факторов, слепо следует объективным обстоятельствам и соблазну, подчиняется им, искажая условия своей жизнедеятельности. Увлекаясь искусством, дошкольник воспитывается нравственно и развивается психологически и учится противостоять негативным факторам, тормозящим его творческое развитие.

Сегодня наблюдается интеграция факторов воздействия на личностное развитие дошкольников. Каждый отдельно взятый фактор имеет двойственное и более, порой противоречивое, индивидуально обусловленное воздействие. Данный феномен ярко заметен на примере СМИ и кинематографа. Замечательно явление развития кинематографа. Впечатляет содержание, музыкальное сопровождение и прочее. Однако, содержание фильма, при всех его достоинствах, умышленно включает заманчивые элементы криминальной жизни, нецензурные выражения, факты жестокости и насилия, подавая их как достоинство в сопровождении прекрасной музыки. Сегодня сценарии известных опер и балетов переписываются с целью завлечения зрителя с позиций осовременивания костюма (или его отсутствия) и т.д. Под воздействием «страшилок», постановщики кукольных спектаклей не заботятся о том, что  причиняют психологические и нравственные страдания маленьким зрителям.

В отдельных случаях  все это ведет к деформациям в сторону агрессии и вседозволенности. Массово – к бесцеремонному поведению, неоправданной резкости, неуправляемости. Все это случается по причине упущения времени для вовлечения детей в творческую деятельность. В сравнении с дошкольником недавнего времени, внешне заметны перемены, происходящие во внутреннем облике современных дошкольников. Меняется внешний облик – взгляд, выражение лица, появляются резкие движения, жесты, обороты речи и прочее, что свидетельствует об обретении некой внутренней раскрепощенности, смелости, склонности к риску.

Результаты воздействия интегрирующих факторов можно удачно использовать на начальном этапе обучения музыке, ориентируя учащихся на первые выступления, где потребуется смелость, раскрепощенность, творческая инициатива. Опытному педагогу средствами организации связи увлечения современным кинематографом с занятиями музыкой можно попытаться перевести деструкцию в конструкт, направляя интересы дошкольников в сторону музыкального образования.

Каждый фактор окажет индивидуальное влияние в зависимости от уровня внутренних факторов - субъективных: индивидуальный опыт переживания или наблюдения, ранее сформированный комплекс психологических качеств (понимание значимости доброты, порядочности, самостоятельность, эмоциональность, устойчивость, степень тревожности, самооценка). Противостоять объективным деструктивным факторам помогают субъективные позитивные, то есть эмоционально-волевые качества личности при поддержке нравственных установок детей и окружающих взрослых. Помочь противостоять им должен педагог в тесном сотрудничестве с родителями.

Литература 

1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.,1986.

2. Хилько М.Е., Ткачёва М.С. Возрастная психология. М.,2009.

3. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.

4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.,1984. 

Разделы