Сведения об образовательной организации

ЛИТЕРАТУРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 

Ерошина Ю.Г.
Россия, Образовательный центр «Феникс», г. Москва
pimno_tgu@mail.ru

Начиная с первых дней обучения школьники учатся правильно воспринимать читаемый текст. У них появляются новые способы восприятия художественных произведений. Текст для первоклассников впервые становится предметом изучения. Младшие школьники учатся определять тематику и проблему произведения, характеризовать героев, их поступки, устанавливают причинно-следственные связи, выделяют композиционные части и языковые средства выразительности, формулируют идейные выводы.

Роль учителя в этой работе нельзя переоценить. Ведь именно учитель должен открыть для ребёнка чудесный мир книг. Но бывает так, что на уроке обращается внимание только на воспитательный аспект или на фактографическую сторону произведения. Это неизбежно приводит к тому, что у учащихся формируется неправильный тип восприятия художественной литературы.

Мы решили проверить зависимость восприятия от качества беседы. Работа проводилась в НОУ ОЦ «Солнечный ветер» г. Москва. Для этой цели мы выбрали рассказ А. И. Куприна «Скворцы». В 3 «А» классе мы провели беседу, которая отмечала только факты произведения (репродуктивная):

- Кто автор этого произведения?

- Какие птицы являются главными героями произведения?

- Откуда возвращаются скворцы?

- Какого числа прилетели скворцы?

- Когда скворцы откладывают яйца?

- В каком месяце вылупляются птенцы?

- Когда выросшие птенцы оставили отчие гнёзда?

- Что хотел сказать нам автор своим произведением?

В 3 «Б» классе мы провели аналитическую беседу:

- Какие чувства испытали, когда читали произведение?

- Какие слова помогают автору передать весеннее настроение?

- Какие звуки мы услышали? Какие запахи почувствовали?

- Почему люди с таким нетерпением ожидают прилёта скворцов?

- Какими вы представили себе скворцов? Как относится к ним Куприн?

- Что хотел сказать нам автор своим произведением?

Последний вопрос был задан одинаковый в обоих классах, чтобы определить, как тип беседы (репродуктивная и аналитическая) влияет на качество восприятия художественного произведения.

В 3 «А» классе на последний вопрос «Что хотел сказать нам автор своим произведением?» учащиеся ответили, что «автор хотел рассказать про скворцов, чтобы мы знали, что это за птицы», «теперь мы знаем, когда вылупляются птенцы у скворцов, когда скворцы прилетают к нам из тёплых стран». Учащиеся восприняли этот текст как созданный для сообщения фактов, не заметив ни красоту языка, ни точности художественных образов.

Репродуктивная беседа не показала ученикам эстетическую роль литературы. Третьеклассники не получили ответа на вопросы: что хотел сказать автор? как он это сказал? почему именно так, а не иначе? На этом уроке не получилось полноценного восприятия авторского замысла.

В 3 «Б» классе учащиеся отмечали, что «Куприн любит птиц, он наблюдает за ними, замечает, как живут скворцы», «прилёт скворцов приносит радость, они – вестники весны», «автор хочет заинтересовать нас жизнью природы».

Таким образом, мы видим, что построение беседы, которую обеспечивает учитель на уроке, оказывает влияние на восприятие младшими школьниками художественного текста. Учитель является посредником между учениками и произведением. Именно он выбирает методы, приёмы работы с текстом, которые соответствуют специфике произведения, возрасту детей и  их литературному развитию. Это возможно при условии, что учитель начальных классов владеет комплексом профессиональных умений, а именно:

- отбирать учебный материал, полноценный в художественном и методическом отношениях;

- производить литературно-методический анализ произведений детской литературы при подготовке к уроку;

- методически грамотно организовывать анализ художественного произведения;

- проводить разные виды творческой работы с целью организации вторичного синтеза прочитанного и проанализированного произведения;

- методически грамотно составлять конспект урока, исходя из специфики учебного материала, учебных задач, особенностей контингента учащихся [1, с. 79]

Как указывает Г.М. Первова, при подготовке к уроку учитель должен читать текст как учёный (литературовед), учитель (методист) и ученик (младший школьник) (технология трёхуровневого восприятия текста) [2]. Такое прочтение позволит учителю сопоставить своё восприятие с детским, определить, какие сложности могут возникнуть у учащихся при чтении произведения, понять, как можно преодолеть эти трудности.

В любом тексте учитель должен выделять новое в привычном, необыкновенное в обычном, отмечать такие факты (содержательные и языковые), которые найдут эмоциональный отклик у детей.

Приведём фрагмент литературно-методического анализа текста при подготовке учителя к уроку литературного чтения в третьем классе (на примере изучения философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», глава XXI)

Читаем сказку как учёный и учитель:

«На уроке будем знакомиться с XXI главой сказки «Маленький принц». Это философская сказка, в которой поднимается множество проблем: это и проблема человечности, и проблема любви, ответственности, и проблема дружбы и верности, проблема «очерствения» души, проблема «существования» человека, экологическая проблема. Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на фантастический вымысел. Это сказка о мальчике, которого зовут Маленький принц, о чём мы можем судить по заголовку и иллюстрациям. Сказка большая по объёму, но мы на уроке читаем одну главу, значит, про отдельный эпизод жизни героя. На протяжении всей главы Лис открывает Маленькому принцу тайны жизни: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь.… Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей», « Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».Это сказка-притча, призванная дать нравственные уроки. Притча учит понимать читателя, где добро, а где зло. За фантастическим сюжетом скрываются  реальные человеческие отношения и ситуации.

Беседы с Лисом - это кульминация всей сказки. Именно в них Маленький принц обретает то, что искал. К нему возвращается понимание, чистота сознания. Лис учит героя любви и дружбе, счастью.

Композиция главы – диалог. Поэтому при работе с ней можно использовать чтение по ролям или инсценировку. К этой главе Сент-Экзюпери выполнил 4 иллюстрации, что делает возможным выборочное чтение, составление устного рассказа.

Ещё один, самый главный, урок преподносит Лис Маленькому принцу в конце главы: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручил – значит, взял на себя ответственность. Приручил – значит, соединил души узами любви и дружбы. «Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»

Маленький принц узнаёт эту мудрость, а вместе с ним её узнаёт и читатель. Многие реплики в этой главе заканчиваются многоточием. Автор указывает нам, что необходимо остановиться и подумать над прочитанным. Так Сент-Экзюпери сам обращает внимание читателя на идейный смысл главы, который можно сформулировать так:

  • Дружба – это важнейшая ценность в жизни.
  • Чтобы иметь друзей, нужно отдавать им всю свою душу.
  • Только сердцем можно почувствовать любовь, нежность.
  • При нашем нежелании смотреть вглубь себя, могут погибнуть и любовь, и дружба.

Читаем сказку как ученик:

Возникает первый вопрос: «Почему нельзя играть с Лисом, если он не приручен?». В тексте –  ответ. Между ними не созданы узы. «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц».

- Какая жизнь была у Лиса до встречи с Маленьким принцем?

Скучная жизнь была у Лиса. Для него все куры, за которыми он охотится, одинаковые, одинаковые и все охотники, которые охотятся за ним. Люди для него хороши только тем, что разводят кур. Но так было только до знакомства с Маленьким принцем.

- Как Лис советует приручать его?

Каждый день приходить в одно и то же время, чтобы соблюдать обряды, чтобы Лис к приходу Маленького принца мог готовить своё сердце. Каждый день подсаживаться всё ближе и ближе. Но молча, ведь «слова  только мешают понимать друг друга».

- Как расставались Лис и Маленький принц?

Лис будет плакать, но плохо ему от этого не будет. Он будет смотреть на колосья, которые напоминают волосы Маленького принца, и вспоминать о друге.

- Какие ценности вынес Маленький принц из общения с Лисом?

Чтобы лучше понять идею сказки, выделим главные мысли главы.

 «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»

«Слова только мешают понимать друг друга»

 «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

После чтения по частям с остановкой для размышлений, школьники в состоянии самостоятельно понять характеры героев и главную мысль.

Домашним заданием может быть написание письма от имени Лиса или Маленького принца своему другу.

Данная работа, проведённая перед уроком литературного чтения, поможет учителю осознать содержание текста, его жанровые  и языковые особенности, выбрать виды и приёмы работы с текстом, задания, вопросы, т. е. обдумать возможности организации полноценного восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Литература

  1. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач. М., 1999.
  2. Первова Г.М. Подготовка к уроку чтения // Начальная школа. 1994. №10. С. 26 – 32.
Разделы