Сведения об образовательной организации

ПОНИМАНИЕ ПЕДАГОГОМ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОНИМАНИЕ ПЕДАГОГОМ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

Евдокимова А.В., Логинова А.А., Сидоркина А.Ф., Чернечкова Е.Е.

Россия, Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета

anyta.evdokimova@mail.ru

В современном мире вопрос о том, где лучше живется детям, оставшимися без попечения родителей, в приемной семье или в детских домах и приютах является спорным и всегда остается открытым. Данным вопросом занимались такие ученые, как И. Дубровина, Т. Землянухина, М. Лисина, А. Пригожина, В. Толстых, а так же Я. Гошовский, Л. Дробот, Б. Кобзар и др.

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции, такие как память, внимание, мышление, эмоционально – волевая сфера, отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста [1].     Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы: биологического характера и социально – психологического характера. К причинам биологического характера относят: различные варианты патологии беременности; недоношенность ребенка; родовые травмы; различные соматические заболевания; нетяжелые мозговые травмы. Среди причин социально – психологического характера выделяют следующие: ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности (предметной, игровой, общение с взрослыми и т.д.); искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипопека) [2].          

Дети, находящиеся в детском доме,  получают данный диагноз, потому что они были оторваны от семьи и помещены в изолированную среду, в условиях социальной депривации, у таких детей появляется дефицит полноценной деятельности и внимания со стороны взрослых. В результате мы можем выделить у детей с ЗПР такие психологические особенности, как агрессивность; обидчивость; негативизм, но в то же время у сирот наблюдается развитое чувство вины, раздражительность и низкий уровень социального интеллекта, ребенок трудно идет на контакт как со сверстником так и со взрослым, не может работать в группе и т.п.

Также психологической особенностью таких детей является постоянная фрустрация; отсутствие интереса к школе, потому что у детей с ЗПР возникают трудности в обучении и общении с одноклассниками, они не стремятся туда, где никто с ними не дружит и ничего у них не получается. Некоторые ребята, чтобы обратить на себя внимание, начинают нарушать дисциплину. В результате того, что у ребенка и в школе и детском доме создается ситуация неуспешности, ребенок начинает самовольно уходить из детского дома и искать то место, где ему комфортно, в большинстве таких случаев  они начинают бродяжничать совершать правонарушения [3].

Определенную роль в возникновении различных негативных реакций детей сирот среднего школьного возраста с ЗПР играет такой социальный фактор, как «этапность учреждений» - ребенок переходит из одного государственного учреждения в другое, где каждый раз новые люди и каждый раз надо адаптироваться к новым условиям. У таких детей нет значимого взрослого, и предоставлен сам себе. Для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали. Это дома ребенка, больницы, дошкольные детские дома, психоневрологические санатории и т.п. Социальные сироты часто изымаются из неблагополучных семей, следовательно, у них есть негативный социальный опыт, о котором они рассказывают другим детям. Большинство детских домов, в которых живут дети, находятся в том городе, где живут их родители. И это не всегда хорошо, ведь если ребенок адаптировался к детскому дому, то когда приходит родитель, у ребенка возникает внутренний конфликт, а то и психологический срыв.

Таким образом, анализируя особенности детей – сирот с ЗПР, мы можем выделить ряд принципов работы с детьми – сиротами как.                       Первый принцип «реализация права на образование» – каждый ребенок имеет право на образование, независимо от социального статуса, национальности и религии.                                            

Второй принцип «индивидуальный подход» – работа осуществляется с учетом индивидуальных психологических и физиологических  особенностей ребенка.                    

Принцип «создания атмосферы психологической безопасности» сложно осуществлять при работе с такими детьми, ведь в силу их психологических особенностей любая их деятельность сопровождается неудачами, следовательно, нужно исключить ситуацию неуспеха. Работа с детьми – сиротами с диагнозом ЗПР должна осуществляется по адаптивным программам. Педагог, работая с такими детьми, должен относиться к ним доброжелательно, но в то же время настойчиво.                                

Принцип «предупреждения переутомления» – ребенок с ЗПР быстро переутомляется и становится агрессивным. Поэтому необходимо строить занятия с такими детьми с учетом этого принципа, тогда занятие будет более продуктивным. Также необходимо учитывать такие принципы, как развитие уникальности ребенка; позитивное стимулирование творчества и самостоятельности, а так же развитие самооценки  ребенка [4].            

Таким образом, анализируя все выше изложенное, мы можем сделать вывод о том, что дети, находящиеся в учреждениях для детей – сирот, в большинстве случаев могут приобретать такой диагноз, как ЗПР. Это в дальнейшем, безусловно, сказывается на развитии и жизни ребенка. Следовательно, стремясь помочь ребенку, мы отдаем его в детский дом, а в итоге это приводит к очень серьезным последствиям. Под угрозой находится психологическое здоровье ребенка. Вопрос, где лучше жить  детям – сиротам остается открытым. Но зная о такой проблеме, стоит задуматься о том, как мы можем помочь детям, которые уже приобрели такой диагноз, как задержка психического развития.

На данный момент мы с уверенностью можем сказать, что эта проблема может решаться посредством замещающего воспитания. Если говорить о приемной семье, то там существуют свои проблемы, такие как: педагогическая неосведомленность или даже некомпетентность замещающих родителей. Приемные родители не знают, как воспитывать детей-сирот, да и порой как общаться с ребенком – сиротой; наблюдается определенная безответственность приемных родителей в вопросах воспитания, некоторые семьи берут детей из детского дома, полностью не осознавая всю степень серьезности своего поступка; они не понимают, что от них зависит судьба маленького человечка и его будущее.

В то же время существуют более значительные достоинства пребывания ребенка в приемной семье: отсутствие депривации; воспитание со стороны обоих родителей, что немаловажно в становлении гендерных ролей у ребенка; отсутствие недостатка внимания со стороны взрослых. Ребенок, который живет в приемной семье, быстрее и эффективнее адаптируется в обществе, он принимает все правила и нормы принятые в социуме. Ребенок, находящийся в замещающей семье, имеет меньше психологических проблем, психологически здоров, чего мы не можем сказать о детях, находящихся в детских домах.        

Литература

1.      Козлова Е.Б. Симптомы проявления депривации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. http://www.detstvo-life.ru/Simptomy%20deprivacii.pdf   

2.      Власова Т.А., Лубовской В.И., Цыпиной Н.А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.

3.      Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002.

4.      Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.

Разделы