Сведения об образовательной организации

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА 

Субботкина М.И.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
silans@mail.ru

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [1].

В 30-е годы двадцатого столетия Л.С. Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая — предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие такую роль обучения. При этом Л. С. Выготский отметил, что развитие ребенка «...имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино» [2, с. 286].

Исследования самого Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: ...вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.

«Умственное развитие» - это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате специальных воспитательных воздействий. «Умственное воспитание» - это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Направления умственного воспитания:

1.развитие различных видов мышления;

2.развитие умственных сил учащихся;

3.овладение интеллектуальными умениями.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

В.А. Сухомлинский отмечает, что умственное воспитание - это «приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике» [3, с.214].

Важно и овладение учащимися основными приемами культуры умственного труда: организации рационального режима учебной работы, правильного распределения времени и установления последовательности в выполнении разных видов умственной деятельности, выработке определенной рациональной системы интеллектуальной работы и т. д.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

В психолого-педагогической литературе доказана значимость воспитания культуры умственного труда как основы развития личности в целом (А. Г. Громцева, Н. П. Ерастов, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. А. Кирсанов, И. Я. Лернер, Н. А. Менчинская и др.).

В.П. Кузовлев определяет культуру умственного труда как синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу. При всех различиях в подходах к определению понятия культуры умственного труда есть и общее: культура умственного труда является важнейшим условием и предпосылкой реализации основных функций обучения в их взаимосвязи и тем самым личностно-ориентированного образования в целостном педагогическом процессе (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, П.А. Менчинская).

Культура умственного труда рассматривается как результат и показатель развития учащихся и эффективности всего процесса обучения (Е.М. Плунгаян, А.А. Кирсанов, Н.П. Ерастов). Культура умственного труда должна воспитываться у ребёнка на начальных этапах обучения на любом школьном предметном материале с учётом его специфических возможностей.

Развитие ребёнка представляет собой постоянное движение от одной возрастной ступени к другой, связанное с изменением его личности и деятельности. Согласно концепции Д.Б. Эльконина, для младших школьников характерно не только развитие мотивационно-потребностной сферы деятельности и усвоение норм отношений между людьми, но и формирование интеллектуально-познавательных способностей детей и их операционно-технических возможностей [4].

В ходе образовательного процесса младший школьник овладевает основными универсальными учебными действиями. Они могут быть приобретены учеником в условиях соблюдения им определенных требований:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

- правила аттестации отличаются четкостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются продуктивные формы групповой работы [5].

Т.С. Гарькавая выделяет и самостоятельную работу младших школьников. Она считает, что в процессе обучения необходимо не только вооружить младшего школьника знаниями по предмету, но и научить получать эти знания самостоятельно. Выполнение самостоятельной работы требует от младших школьников напряжения умственных способностей, умения планировать свои действия, проявлять творческую инициативу, т. е. владение культурой умственного труда. Автор полагает, что самостоятельная работа младших школьников – это, прежде всего, выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя. Правильно организованная самостоятельная работа в начальной школе, с позиций культуры умственного труда, позволяет решить следующие задачи при обучении различным учебным предметам:

– выработать у младших школьников умения и навыки, требуемые программой в соответствии с целевой установкой школы;

– повысить сознательность и прочность усвоения знаний;

– научить младших школьников пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни и бытовой сферах;

– развивать у младших школьников их познавательные способности;

– привить младшим школьникам основы культуры умственного и физического труда, научить их основам самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели;

– готовить младших школьников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной деятельностью в дальнейшем.

Реализуя личностный компонент воспитания культуры умственного труда, К.А. Москаленко предлагал целую систему методических приемов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы - радостную, наполненную смыслом и ответственностью [6].

Он говорил о том, чтобы все без исключения уроки начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью, потому что для духовного роста ребенка радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития. Эта радость освоенного умения, нового знания, радость открытия, достижения, радость эстетического впечатления, радость взаимоотношения, радость творчества. Потому во время урока надо использовать фактор внушения: «Все могут, все усвоят и узнают... все будут успевать, было бы желание... Терпение и труд все перетрут» [7].

Элементы личностного интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.

Уровень культуры умственного труда младших школьников определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников школы к жизни. Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований [8] позволяют рассмотреть подробнее педагогические условия, способствующие формированию культуры умственного труда младших школьников и включающие:

– гуманные субъект-субъектные отношения «учащийся – учитель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации младших школьников к формированию культуры умственного труда;

– предоставление «права на ошибку»;

– создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий, а не боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий;

– владение учителем системой знаний о возрастных особенностях младших школьников, позволяющих последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, формировать положительное отношение к умственному труду;

– определение роли обобщенных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации умственного труда; опора на самостоятельное овладение знаниями, основанных на активном участии младшего школьника в процессе обучения;

– специально организованное обучение младших школьников с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда;

– опора на ценностный потенциал содержания образования, использование отечественного культурного наследия как эффективного средства, способствующего самоопределению личности младшего школьника в системе гуманистических ценностей;

– включение личностного опыта в процесс обучения, приобщение младших школьников к рефлексии результатов своего умственного труда [9].

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей младших школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности [10]. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее:

1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществляться не от случая к случаю, а по заранее разработанной программе и календарному графику;

2) преемственная взаимосвязь с работой учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся;

3) доступная и интересная форма подачи материала;

4) использование примеров из жизни класса;

5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения);

6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познавательные умения;

7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь «Азбука учебного труда».

Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, – то в процессе воспитания культуры умственного труда младшего школьника необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.

Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя [11].

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта.

2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Литература

1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2006.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: в 6 т. Т. 4. М., 1984.

3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. Т4. М., 1979-1980.

4. Кузовлева Н.В. Воспитание культуры умственного труда младших школьников в процессе овладения иноязычной культурой: автореф… канд. пед. наук. Елец, 2006.

5. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 12. С. 65-68.

6. Мир детства: Младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.

7. Русакова Г. А. Воспитание культуры умственного труда младших школьников на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 1999.

8. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. … докт. пед. наук. Белгород, 2005.

9. Гарькавая Т.С. Педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11.

10. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 110-116.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Разделы