Сведения об образовательной организации

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ

Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Свешникова Л.И., Караваева С.В.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
МАОУ СОШ №36, г. Тамбов
prokudin68@mail.ru; tschool36@vand

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботься о здоровье — у нас не будет будущего.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший фактор безопасности государства и устойчивого развития общества. Поиск эффективных механизмов оздоровления участников педагогического процесса осуществляется сегодня в рамках медико-гигиенического подхода, физической культуры, обеспечения безопасной жизнедеятельности и приобщения детей к здоровому образу жизни.

В Концепции модернизации российского образования здоровье ребенка рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Многие современные исследователи отмечают, что в России в образовательной системе сложилась ситуация, когда условия, средства, методы обучения провоцируют снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии у обучающихся и прочие негативные явления.

Например, количество практически здоровых детей, пришедших в школу, составляет около 12-15% от общего числа детей школьного возраста, а количество здоровых выпускников всего 5%. За период обучения (1-11 классы) происходит снижение в среднем на 18,5% количества школьников основной группы здоровья. 11% школьников из основной медицинской группы переходят в подготовительную. Наибольшие изменения происходят в медицинской группе: ее количество к 11-му классу увеличивается в разы.

По данным результатов медицинских осмотров учащихся школ наблюдается тенденция увеличения следующих хронических заболеваний: заболевания желудочно-кишечного тракта, внутренних органов (печень, почки, иное), эндокринной системы (желез внутренней секреции), нервной системы, аллергические и кожные заболевания, нарушения осанки, лор-заболевания, нарушения зрения, слуха.

Ежегодное снижение числа здоровых детей обусловлено социальными, экономическими, экологическими, генетическими и внутришкольными факторами, оказывающими существенное влияние на рост и развитие детей. Специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано с тем, что именно в школьные годы происходит интенсивный рост и развитие организма, его биологическое и социальное созревание, формируются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности, и все это на фоне большой эмоциональной ранимости, повышенной чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно складываются на росте, развитии и здоровье детей:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • интенсификация учебного процесса;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов. Она требует от специалистов различных областей науки и практики консолидировать усилия по определению уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработке и внедрению современных методик и комплексных технологий здоровьеохранных, здоровьеформирующих и оздоровительных технологий, сочетающих в себе получение детьми знаний, выработку практических компетенций и мотивации к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни[1].

Такая система обеспечит высокий уровень образования, станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова осуществляется на основе интегрированного и исследовательского подходов к реализации разработанной системы мер по сохранению здоровья учащихся и обеспечено нормативно-правовой базой, включающей основные направления комплексно-целевой Программы «Здоровье школьника», Положения о Школе здоровья и ее Совете, Школьном оздоровительно-реабилитационном центре.

Разработанная модель управления развития «Школа здоровья» направлена на активизацию деятельности всего педагогического коллектива в реализации здоровьесберегающих технологий в контексте современной ситуации, представлений проблематики и решение в этой области актуальных задач. Эмпирический материал, обобщенный нами в ходе изучения проблемы, свидетельствует, что решение задач здоровьесбережения в плане организации режима труда и отдыха обучающихся и учителей, создание условий для научных основ школьного курса обеспечивает их высокую работоспособность и активность как во время учебных занятий, так и во внеурочное время, способствует избежанию фактов утомления и переутомления.

МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова выступает как единое образовательное пространство, где активно взаимодействуют педагоги, дети и их родители. В рамках реализации проекта «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» в МАОУ СОШ № 36 создана целостнаясистема, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс систематически проводятся конкретно направленные тематические педагогические советы, семинарские занятия, методические недели.

В школе создана материальная база для проведения мероприятий по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и работников школы:

- школьный оздоровительно-реабилитационный центр, на базе которого действуют зал ЛФК, тренажерный зал, физиокабинет;

- два медицинских кабинета;

- кабинет стоматолога;

- два спортивных зала;

- современный стадион, оборудованный волейбольной и баскетбольной площадкой;

- лыжная база.

Образовательный процесс школы представлен учебно-педагогическим и оздоровительно-воспитательным блоками. Одним из важнейших условий по сохранению здоровья является рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. По разработанной инструкции оценивается, как решается проблема сохранения здоровья детей в процессе проведения урока.

Проектная деятельность в области здоровьесбережения является видом обучения, который используется в формировании культуры здоровья и навыков здорового образа жизни, ориентированным на достижение поставленных целей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют основу здоровьесберегающих образовательных технологий [2]. Особое внимание уделяется рациональному составлению расписания в соответствии с Сан ПиН. Анализ учебной нагрузки по параллелям подтверждает рациональность разработанной организации учебно-воспитательного процесса. Каждый учебный год проводится экспертиза расписания и состояния учебных кабинетов[3].

В учебном плане за 2014-2015 учебный год количество часов, отведённых на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, осталось стабильным по сравнению с предыдущим. Сохраняются элективные предметы: «Младшая медицинская сестра», «Аварийно-спасательное дело», «Медицинская подготовка» (10 - 11-е классы).

В МАОУ СОШ № 36 традиционно функционируют профильные классы: химико-биологический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный (кадетский класс спасателей). Большое внимание уделяется обеспечению условий безопасности участников образовательного процесса, этому способствует выполнение плана комплексных мероприятий: школа полностью оборудована автоматической пожарной сигнализацией, установлены круглосуточная тревожная кнопка и видеонаблюдение, вход в школу осуществляется через турникеты. Создан и активно работает штаб по повышению уровня безопасности, которым разработана «Памятка по методике подготовки и проведения плана эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций», утвержден график тренировок по эвакуации обучающихся, персонала и материальных ценностей из здания школы.

Здоровьесберегающая деятельность МАОУ СОШ № 36 направлена на консолидацию усилий педагогов и медицинских работников. За 2014 – 2015 учебный год 98% учащихся школы дважды прошли оздоровительные процедуры в реабилитационном центре: 60% обучающихся получили массаж; 85% - лечение в кабинете ЛФК; 44% - лечение ФТЛ. Ежегодные углублённые медицинские осмотры проходят все учащиеся для выявления, в первую очередь, динамики развития и отклонений в состоянии здоровья. Активно проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний различного характера. В школе традиционно проводятся Дни диагностики, регулирования и коррекции по проблемам «Культура потребления медицинских услуг», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Стресс, способы борьбы со стрессом», «Сон - лучшее лекарство».

Образовательно-оздоровительная работа школы невозможна без психолого-медико-педагогического сопровождения. Основными видами школьной психолого-педагогической службы являются диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная и просветительская деятельность. На основе полученных данных составляются рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, которые выстраивают личностно-ориентированную парадигму по созданию более благоприятного климата отношений.

Взаимодействие семьи и школы - традиционная форма сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Результативность обучения школьников зависит от того, насколько грамотно будет организована работа. В условиях интенсивной занятости родителей школа решает эту задачу, открыв свои двери и в выходные, и в будние дни до позднего вечера. Палитра предоставляемых возможностей, кроме традиционных родительских собраний, достаточно многообразна.

Дополнительным ресурсом является использование профессиональных возможностей родителей, особенно таких профессий, как врач, психолог, тренер спортивной школы и т.д. Проводимая работа позволяет превратить школу в социокультурный центр микрорайона. Совместная деятельность школы и семьи помогает формировать мотивацию потребности в здоровом образе жизни у учащихся. Профессиональные интересы педагогов и врачей сближают поиск путей создания благоприятных условий для формирования, развития и сохранения здоровья школьников.

В школе действует программа «Ступеньки к олимпийским победам», она является гармоничным дополнением программы «Школы здоровья». В этом году школа заняла третье место в региональном этапе открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт: «Олимпиада начинается в школе». Осуществляется активное сотрудничество с Всероссийским молодежным проектом «Беги за мной», в рамках которого проводятся мастер классы по фитнесу, аквааэробике, здоровому питанию, массовые забеги, флеш-мобы и т.д. В текущем году школа вступила во Всероссийский проект по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Продолжается работа по реализации Программы по профилактике вредных привычек «Молодежь - за здоровье нации», проекта «Мы выбираем  жизнь», Подпрограммы «Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении», мини-проект «Быть здоровым – это модно!».

Особое внимание уделяется питанию. Оно является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде[4].

Для обобщения результатов здоровьесберегающей деятельности и обмена опытом в школе были проведены педагогические советы «Новая школа, новые возможности»; «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа»; родительская конференция «Здоровье детей, факторы риска и профилактика заболеваний»; школьная научно-практическая конференция «Мир моих открытий», на которой обучающиеся представили проекты по проблеме сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни. Как показала практика, достаточно высока значимость интеграции формального и неформального образования, в том числе в области здоровьесбережения[5].

Учителя школы приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС», областной научно-практической конференции «Человек и природа» на базе ТОИПКРО и т.д. Ими изданы и подготовлены к печати следующие методические материалы:

- Комплексно-целевая программа здоровьесбережения всех участников образовательного процесса на 2011-2015 годы «Школа здоровья»;

- Презентационный альбом «Программа здоровьесбережения всех участников образовательного процесса «Школа здоровья»;

- Методические рекомендации «Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условия реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении»;

- Образовательная программа дополнительного образования детей «Разговор о правильном питании»;

- Программа развития физической культуры и спорта «Ступеньки к олимпийским победам» и Проект «Беги за мной».

В МАОУ СОШ № 36 создана целостнаясистема, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Мы считаем, что необходимо дальнейшее совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, поиск оптимальных форм, современных инновационных методов, средств, которые позволят не только стабилизировать, но и увеличить положительную динамику показателей по физическому развитию и снижению заболеваемости всех участников образовательного процесса[6].

Литература

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

2. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 класс. М., 2004.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /под ред. М.М. Безруких. М., 2002.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М., 2002.

5. Прокудин Ю.П. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы: сущность и опыт реализации // Интеграция формального и неформального образования / под ред. В.А.Горского. М., 2011.

6. Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Филиппова Г.В., Поликарпова Е.Н. Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно активной школы // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки.  2012. Вып.9. С. 207-219. 

Разделы