Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ОЛИМПИАДНОГО КОНКУРСА «ЭССЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ОЛИМПИАДНОГО КОНКУРСА «ЭССЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наумова Н.Е.
Россия, Орловский государственный университет
Natnaum@bk.ru

Начальная школа ждёт от вузов знающих, творческих? любящих свою профессию специалистов. Конечно, в современных условиях профессия учителя не совсем престижна, набор на направление подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование» невелик. Но те, кто искренне выбрал для себя профессию учитель начальных классов, не жалеют сил для овладения педагогическим мастерством. Этому в немалой степени способствуют олимпиады, проводимые вот уже третий год подряд на факультете документоведения и педагогического образования Орловского государственного университета.

Главная цель таких олимпиад - выявление педагогически одаренных студентов (бакалавров, специалистов), содействие раскрытию их профессионально-личностного и творческого потенциала и готовности к работе по новым стандартам второго поколения начального общего образования.

Для будущих педагогов важным является совместный поиск новых и оригинальных решений профессиональных задач. Задания, выполняемые участниками команд, были связаны с написанием «Эссе», разработкой конспектов внеурочных мероприятий, а так же составлением методических задач.

Для каждого конкурса на факультете было разработано Положение с условиями участия в конкурсе и критериями оценивания представляемых материалов. Остановимся более подробно на конкурсном задании «Эссе». Участники конкурса индивидуально или в соавторстве (несколько участников команды) должны были написать эссе на тему: «Зачем изучать окружающий мир?». При этом в эссе необходимо было мотивировать учащихся к изучению школьного предмета. Все доводы, примеры, выводы должны были «…соответствовать возрастным особенностям младших школьников и убедительно доказывать необходимость изучения окружающего мира в начальной школе» [1,с.3].

На наш взгляд такой конкурс крайне важен для будущих учителей, так как показывает владение основами речевой профессиональной культуры, умение аргументированно доказывать свою точку зрения. Систематическая работа в данном направлении играет огромную роль в профессиональном формировании будущего специалиста.

В установленные сроки были представлены работы студенческих команд из вузов Орла, Белгорода, Брянска, Тулы, Калуги, Петрозаводска, Смоленска, а так же Мезенского и Болховского педагогических колледжей. Предлагаем работу, представленную студенткой Петрозаводского государственного университета Филькиной В.А..

Младший школьный возраст – время проявления непосредственного интереса к миру, живой и искренней любознательности ребенка. Главный вопрос, который задает маленький человек – вопрос «Почему?»: «а почему люди ходят на двух ногах, а животные на четырех лапах?», «а почему вымерли динозавры?», «а почему наступает ночь?», «а почему, почему, почему….».

Мы, взрослые, обязаны ответить на все «Почему? Ведь пока ребенок спрашивает, он заинтересован, он – исследователь. Самая серьезная задача стоит перед учителем – поддержать этот интерес, не дать ему погаснуть. А это ОЧЕНЬ непросто.

Ответы на многие «Почему?» юный исследователь может получить на школьном предмете «Окружающий мир». Может, ЕСЛИ каждый урок будет удивлять, ЕСЛИ познание будет непосредственным.

УДИВЛЯТЬ. В содержании предмета «Окружающий мир», да и вообще в познании мира, таится огромное количество удивительных вещей: удивительные животные, удивительные растения, удивительные явления природы. Каждый урок может чем-то удивлять.

Важно применять разнообразные методы обучения, формы  и виды деятельности на уроке, ведь предмет «Окружающий мир» многогранен и с легкостью позволяет их использование. Если один урок не будет похож на второй, а второй на третий и так далее, то каждый новый урок ребенок будет ждать с нетерпением: «А чем же сегодня нас удивит учитель?».

Например, при изучении птиц можно сообщить детям факт о том, что птенец малиновки может за день съесть до 4 метров червяков. При изучении рыб можно вспомнить самую хищную рыбу акулу и сказать, что акулы едят ВСЕ. В желудках этих хищников в свое время находили даже обломки лодок, автомобилей и даже рыцарей, закованных в латы. При изучении насекомых сообщить детям о том, что обычный домашний таракан может за год дать полмиллиона потомков.

ПОЗНАВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО. Конечно, уроки «Окружающего мира» должны соответствовать общедидактическим принципам обучения. Безусловно, каждый из принципов должен быть соблюден на любом уроке и предмет «Окружающий мир» – хорошая база для этого. Однако, исходя из специфики предмета, выделяем три, самых значимых и неотъемлемых: принцип наглядности, принцип краеведческой направленности и принцип практической направленности.

Используя наглядность на уроке, учитель вводит ученика в процесс непосредственного познания мира: ребенок видит, слышит, чувствует...  Одно дело, когда учитель рассказывает о превращении бабочки из гусеницы, а другое, – показывает видео и дети своими глазами наблюдают за процессом. Второе совпадает с интересами ребенка.

Весьма интересно на уроках изучать животных Африки, но для детей эти животные существуют где-то далеко и шансы увидеть их «живьем» очень малы. А вот животных, растения родного края можно изучать непосредственно. В любой теме, учителю необходимо обращаться к родному краю, будь то народное искусство, история, культура древней Руси или природная зона, лес. Школьникам интересно узнавать о своем крае. Интересно изучать рыб наших пресных озер, потому, что летом ходят на рыбалку, интересно изучать животных и растения болота, потому что наши дети часто бывают в лесу, на болоте: каждый год они собирают там клюкву, грибы…

ПОЗНАВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ. Принцип практической направленности реализуется через практический метод обучения окружающему миру. Учителю следует как можно чаще использовать на уроках наблюдение, распознавание, проводить опыты и эксперименты.  Ученикам нравится делать все своими руками, нравится пробовать новое и самостоятельно делать маленькое открытие. У каждого ученика появляется возможность почувствовать себя ученым.

При изучении животных почвы можно организовать следующую практическую работу. Отправиться в местный парк с «лабораторным оборудованием» –  перчатками, лопатками, лупами и пробирками. Под гнилыми пнями, бревнами обычно и  прячутся животные почвы. Собрав достаточное количество разнообразных животных, уже в классе, ставшем «научной лабораторией», заняться их распознаванием. Выпустить животных в поддон и рассматривать. Найти описание в справочниках и определить их название… Вряд ли кто-то из учеников останется незаинтересованным в такой работе.

Так же в классе, дома, на улице полезно и интересно проводить различные опыты и ставить эксперименты. Например, ученики самостоятельно могут провести опыт «Развитие растения из семени». Цель: определить необходимые условия для развития семени. Содержание опыта: Взять семена редиса, семена боба и семена тыквы. Семена разложить по нескольким стаканчикам. Первый стаканчик пуст, второй стаканчик заполнен водой, а третий – содержит пропитанный водой ватный диск. Наблюдать около недели за развитием семени в каждом стакане и фиксировать изменения. «Экспериментаторы» вскоре заметят, что в стаканчике с влажным ватным диском появился росток и смогут сделать вывод, что для развития растения из семени необходима вода и необходим воздух.

РЕЗЮМЕ. Большинство учеников выделяют окружающий мир, как самый интересный предмет. Безусловно, здесь они могут найти ответы на свои вопросы, более того,  –  узнать много нового о мире, в котором они живут. ЕСЛИ грамотно преподавать окружающий мир, то дети научатся взаимодействовать с окружающей природой, ценить и беречь ее. Применяя разнообразные формы работы, методы, средства учитель все больше и больше заинтересовывает учеников предметом. Они становятся исследователями и маленькими первооткрывателями. Здесь названы некоторые из условий – «ЕСЛИ»  –  поддержания и развития интереса школьников к предмету «Окружающий мир». Главное из условий: учителю необходимо САМОМУ  любить природу и стремиться к ее познанию. ЕСЛИ горят глаза учителя, то зажигаются глаза учеников.

Представленное конкурсное задание показывает, что создавшие его студенты чётко представляют себе насколько важно изучение этого предмета в начальной школе, осознают роль учителя в формировании познавательного интереса младших школьников. Им по силам привлечь детей на вводном уроке к изучению нового предмета и поддерживать интерес к изучению окружающего мира на протяжении всего курса обучения.

Литература

  1. Материалы научной студенческой олимпиады по педагогике и методике начального образования. Орел, 2015.Ч. 1 (132). 
Разделы