Сведения об образовательной организации

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 

Французова О.Е.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
sweet_dreammm@mail.ru

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии чаще всего связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Семьи, имеющие ребенка - инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует; отец, прежде всего, смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам [1].

Большинство родителей не в состоянии правильно оценивать степень проблем в развитии своего ребёнка, а, следовательно, и обеспечить достаточный уровень его социализации. Поэтому разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей отклонениями в развитии, становится всё более актуальной задачей. 

Семейная, индивидуальная и психокоррекционная работа представляет собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье [2]. Одним из эффективных методов психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, является методика коллективной творческой деятельности (КТД), главными чертами которой являются:

-совместно-разделённая деятельность воспитателей и воспитанников,

-игровой характер деятельности детей,

-коллективный и творческий  характер,

-личностная ориентированность.

Особое значение уделяется совместно-разделённой деятельности. Суть её в том, что в совершении любого действия объединяются усилия ребёнка с нарушениями в развитии и взрослого (родителя). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежит взрослому, затем взрослый всё более и более инициативы передаёт ребёнку, всё более и более превращая его в субъект деятельности. Тем самым ребёнок искусственно включается в деятельность взрослого, проходит её этапы, выполняя  поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей.  При активной позиции взрослого и ребёнка происходит психолого-педагогическая корректировка межличностных отношений (ребёнок – родитель) в условиях коммуникативной деятельности во время реализации коллективного творческого  дела [3]. 

Основные этапы КТД: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание. Ценностная диагностика позволяет родителю узнать и понять ценностный мир ребёнка (интересы, мечтания, идеалы, значимых для них людей, ценностные основы взаимоотношений с одноклассниками). Затем следует коллективное целеполагание - совместная, ребёнка и родителей, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. В этот процесс может включатся и учитель. Его  позиция следующая: 

1) искренний интерес к внутреннему миру ребёнка-инвалида, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков,

2) установка на родителя как на меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость его личности как средства педагогической работы в семье,

3) стремление к организации коллективной деятельности в семье как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения её участников, для их сплочения, для нормализации семейных взаимоотношений [3]. 

Можно привести пример организации КТД в коррекционной школе.  Тема коллективного творческого дела: «Герб семьи».

Педагогическая цель - развитие интереса детей-инвалидов к своей семье.

Этапы:

1) Диагностика: путем бесед учитель узнает о том, что интересует ребят в семье.

2) Целеполагание может проводиться вместе с диагностикой (часть бесед) или быть самостоятельным. Итог - общее признание важности знания о  ценностях  семьи  и выбор формы соответствующей деятельности.

3) Коллективное планирование (в форме «мозговой атаки») отвечает на два вопроса: «Что мы хотим узнать о своей  семье?», «Кто поможет нам в этом?»

4) Проведение дела. Учитель на основе коллективного планирования раздает задания ребятам. Дети совместно с родителями в домашних условиях  рисуют (составляют  коллаж) Герба семьи, придумывают девиз своей семьи.

5) Коллективный анализ возможен в форме конференции, на которую выносятся три темы:

-как было организовано дело,

-что мы узнали о своей семье,

-какое возможно продолжение проведенного дела (создание Герба  класса).

Педагогический подтекст обсуждения: придание значимости познания себя и взаимопонимания с родителями.

Таким образом, проведение коллективных творческих дел в коррекционной  школе показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса родителей, оптимизации внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций и гармонизации семейного климата. 

Литература

  1. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // http://lib.uni-dubna.ru.
  2. Мастюкова Е.М.,  Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
  3. Добрынина Е.В. Коллективное творческое дело // Семья. Государство. Общество. М.-Чебоксары, 2009. С.82-85.
Разделы