Сведения об образовательной организации

САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ЗАЩИТНЫЙ ФАКТОР ОТ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ЗАЩИТНЫЙ ФАКТОР ОТ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

Васильева Е.В.
Россия, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
bg2128506a@yandex.ru

В последние годы в отечественной литературе все чаще используется английский термин аддиктивное поведение, которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того как от них сформировалась зависимость. Ц.П. Короленко дает более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении ухода от реальности путем изменения своего психического состояния по средствам приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [1, с.9]. При отсутствии аддиктивного агента возникает состояние психофизического дискомфорта, актуализация патологического влечения к аддиктивному агенту (психоактивное вещество или психоактивное действие, систематическое использование которого приводит к формированию патологической потребности в нем, злоупотреблению и, далее, к болезненной зависимости), обострение психологической декомпенсации и личностного дефицита.

Аддиктивное поведение представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни [2].

Таким образом, зависимое поведение - это поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный отрицательный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.

В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивость.

В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом. Предполагается, что аддиктивное поведение возникает при нарушении копинг-функций – механизмов совладания со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, зависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.

Как отмечалось выше, в подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от младших школьников подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). Однако механизмы волевой активности у них еще недостаточно сформированы, что затрудняет саморегуляцию на эмоционально – волевом уровне. Рассогласованность в мотивационной сфере также вызывает трудности саморегуляции. Саморегуляция у подростков имеет свою специфику, связанную с психологическими особенностями данного возраста. Склонность к самоанализу, развитие личностной рефлексии являются благоприятными предпосылками и необходимыми условиями развития саморегуляции. Следует также отметить, что именно в подростковом возрасте впервые становится возможным самовоспитание, которое представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции [3].

Подросток должен знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь адекватно оценивать уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Это предполагает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов, развитие, совершенствование психических процессов (память, мышление, воображение и т.д.), эмоциональное воспитание.

Следует учить ребенка активной, осознанной психической саморегуляции с ясным пониманием ее целей и характера воздействия, овладению ее техникой как неотъемлемым компонентом поведения. Он должен быть уверен в собственных силах и возможностях, и должен уметь ими распоряжаться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем, защитят его в различных неблагоприятных ситуациях, которые могут вызвать аддиктивное поведение.

Неотъемлемой составляющей работы с негативными последствиями стрессов должно стать снятие мышечных зажимов. Дело в том, что любая негативная эмоция вызывает сокращение определенной группы мышц. Мышечные зажимы – это остаточные явления напряжения, появившегося из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Накапливаясь, они создают так называемый «мышечный панцирь». Для удаления мышечных зажимов можно воспользоваться приемами релаксации. В настоящее время известно множество упражнений и систем релаксации (например, техника «Падение» С. Бишоп, комплекс активной релаксации Д. Гирдано и Дж. Эверли и т.д.). Добавление к таким техникам релаксирующих образов повышает их эффективность. Использование приемов релаксации является мощным средством преодоления негативных последствий стрессов, так как позволяет полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Важный этап развития стрессоустойчивости – эмоциональная саморегуляция. Как известно, эмоциональная сфера подростков обладает рядом особенностей, среди которых неуравновешенность, возбудимость, высокая чувствительность. Кроме того, подростки только начинают осваивать свой внутренний мир, им бывает трудно разобраться в своих чувствах, дифференцировать одну эмоцию от другой. Поэтому работа с эмоциями особенно важна в этом возрасте. При этом важно отметить, что эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведением человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их. Практически невозможно научиться эффективно управлять эмоциями, не научившись одновременно сознательно регулировать свое поведение. Справедливо и обратное: человек, который не в состоянии управлять своими эмоциями, не может контролировать и собственное поведение.

Признаками развитой сферы саморегуляции являются такие умения, как умение вовремя снижать напряжение; снимать внутренние «зажимы»; расслабляться; обретать состояние внутренней стабильности, свободы и уверенности в себе [4]. Всё это способствует нейтрализации и снижению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии, которые часто наблюдаются в подростковом возрасте. Именно данные навыки и умения позволяют подросткам развить в себе способности конструктивно решать возникающие трудности и избегать аддикции.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные психологические потребности подростков, удовлетворяя которые можно сформировать стрессоустойчивость: в самостоятельности, в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в успехе и значимости. Вследствие чего, подростками будет положительно восприниматься помощь более опытных людей в самопознании, в координировании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Кроме того, стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем создания благоприятных условий для активной социализации личности и творческой деятельности. Таким образом, мы можем помочь подросткам формировать и развивать конструктивные навыки решения проблем, негативных эмоциональных состояний и как следствие разовьем у них защиту от возникновения аддиктивного поведения.

Литература

1.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991. № 1. С. 8–15.

2. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.

3. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., 2001.

4. Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 66-74.

Разделы