К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Домырева Е.А., Павлова М.Н.
Россия, Курский государственный университет
domalena2007@yandex.ru
Профессиональная деятельность занимает подавляющее количество времени в жизни каждого человека. На сегодня практически все люди подвержены стрессовым ситуациям не только в обыденной жизни, но и в профессии. Влияние стрессогенного фактора увеличивается в несколько раз, если это работа типа «человек – человек».
С.Л. Рубинштейн очень точно описал связь между сознанием человека и предметами его деятельности, бытия. Он утверждал, что в первую очередь содержание сознания зависит от практической деятельности человека. Он писал: «Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предмета — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется» [1, с.49].
В процессе профессиональной деятельности на педагога ложится большой груз ответственности, постоянно суммирующийся объем работы, постоянный мониторинг своей деятельности со стороны администрации, – все это ведет к большой эмоциональной нагрузке, которая может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Как отмечают А.К. Маркова и Э.Ф. Зеер, труд, в целом, влияет положительно на личность, но постоянно объективно изменяющиеся обстоятельства определяют появление профессиональной деформации личности. Это деформации от перенапряжения нервной системы и режима работы до плохого психологического климата и социальной ситуации в целом [2, 3]. Отрицательными последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, можно считать: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности, появление стереотипов, пресыщение общением, эмоциональное выгорание, цинизм.
Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике [4].
С середины XX века М. Холлендер и его последователи: Р. Фрост, П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флит выделили перфекционизм как разновидность профессиональной деформации личности. Холлендер определил перфекционизм как «предъявление к себе в повседневной практике более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства» [5, с.23].
Нас заинтересовала заявленная проблема влияния перфекционизма на профессиональные деформации современного педагога. Было проведено исследование педагогов МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области, а также 3-х его филиалов: Большеохочевский филиал (д. Хитровка Щигровского района Курской области), Гремяченский филиал (д. В. Гремячка Щигровского района Курской области), Кривцовский филиал (д. Кривцовка Щигровского района Курской области). Испытуемыми стали 55 педагогов с разным профессиональным стажем.
На рисунке 1 показано процентное соотношение значения развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы, у которых сформировалась хотя бы одна из фаз эмоционального истощения.
Рисунок 1
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели зависимости эмоционального выгорания в зависимости от стажа при сформированной одной из фаз, имеют педагоги от 31 до 35 лет стажа, они находятся в возрастной группе от 54 до 60 лет. Возрастание синдрома эмоционального выгорания в этом возрасте можно связать с возрастными особенностями, в этот период протекает кризис идентичности личности. Процессы саморазвития замедляются, ухудшается здоровье.
Наименьшие процент зависимости эмоционального выгорания в зависимости от стажа, у которых сформировалась хотя бы одна из фаз, имеют педагоги от 0 до 5 лет стажа – 14%, они находятся в возрастной группе от 22 до 25 лет. Причиной выгорания в этой возрастной группе может послужить несоответствие ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью и реальной действительностью. Сюда можно отнести стереотипные представления относительно деятельности профессионала педагога, они формируются по давление общества и личных представлений, такой критерий, как компетентность. В группе со стажем работы от 16 до 20 лет (возрастной период от 38 до 49 лет) наблюдается резкое снижение показателя от 60% до 29% по сравнению с группой, стаж которых в пределах от 11 до 15 лет. В этот период времени дети этих педагогов уже достаточно взрослые, между ними появляется определенная дистанция и у педагогов появляется больше времени для себя. Можно сказать о том, что стабильность этого возраста положительно влияет на факторы устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.
При анализе 3-х компонентной модели синдрома выгорания (рис. 2) было выявлено:
Рисунок 2
Далее нами рассматривался перфекционизм как одна из форм профессионального выгорания. Для определения уровня перфекционизма использовалась многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (рис. 3). Во II возрастной группе преобладает низкий уровень перфекционизма. Он имеет направленность на себя. Это говорит о том, что педагоги в возрасте от 30 до 39 лет, в основном, ориентированы на личностное развитие. В этот время педагог предъявляет высокие требования к себе, происходит расцвет карьеры. Это тенденция устанавливать для себя более завышенные, чем у других, планки в исполнении чего-либо на фоне неспособности принимать и прощать себе несовершенство или ошибки при исполнении своей работы.
Рисунок 3
IV группа педагогов имеет высокие показатели социально предписываемого перфекционизма. Он отражает убеждение в том, что люди имеют завышенные запросы к окружающим, очень строго оценивают и оказывают давление на индивида с целью заставить быть совершенным. Причем, индивид убежден в собственной неспособности угодить другим. Предполагается, что социально предписываемый перфекционизм может иметь множество неблагоприятных последствий в виде гнева, агрессии, враждебности, страха негативной оценки, повышенной значимости чужого внимания и одобрения, недоверие.
На основе полученных результатов, мы можем сделать вывод, что наблюдается определенная зависимость профессиональных деформаций от возрастной и стажевой группы, к которой относятся педагоги. Отсюда можно прогнозировать и наличие в будущем профессиональных деформаций личности и, как следствие, необходимость вовремя корректировать отклонения. Говоря о проблемах сохранения психологического здоровья педагога, необходимо анализировать уровень требований, которые предъявляет учитель, прежде всего к себе и своей деятельности, доминантность его профессиональной деятельности и удовлетворенность-неудовлетворенность ее результатами и формировать конструктивный перфекционизм.
Литература