Сведения об образовательной организации

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СТУДЕНТОВ

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СТУДЕНТОВ

Караваева Г.С.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
kirula7@mail.ru

Изменившиеся условия жизни в нашей стране изменяют и взаимоотношения между людьми. С одной стороны, сплошная коммерциализация, жажда наживы и идея собственной выгоды ведут к потере обществом нравственности и духовности. С другой стороны, деполитизация общества ведет к усилению внимания к личности, к индивидуальности. Поэтому в нашем высокоразвитом постиндустриальном обществе стала остро ощущаться потребность в таком человеческом взаимодействии, которое при всем различии взглядов строится на принципах доверия, взаимопонимания и сотрудничества. Человеку поневоле приходится больше внимания уделять раскрытию своих способностей, в том числе коммуникативных, от которых в немалой степени зависит успех в жизни.

Новое мышление, опираясь на диалог как стиль общения, создает условия для самоактуализации личности. В диалог должна вступать личность, владеющая диалектикой и искусством спора, ответственная за актуализацию своей потенциальности и самобытности, способная оперативно пополнять запас своих знаний путем обращения к средствам информации. Важнейшим условием становления такой личности является подготовка будущих специалистов с развитым творческим потенциалом общения, способностью к установлению профессиональных и личностных контактов.

Современную ситуацию в системе высшего профессионального образования в контексте Болонского соглашения также можно определить как время размышлений и поисков новых путей развития. Глобальные изменения во всех сферах жизни человека требуют от высшего образования развития у студентов осмысленного отношения к собственной жизни, психическому и физическому здоровью, обучению в вузе, формированию основ будущей профессиональной деятельности.

Наметившаяся тенденция превращения образования в фактор развития общества актуализирует гуманизацию педагогического процесса. Форма свободной реализации личности в контексте гуманизации и гуманитаризации образования подразумевает диалогические отношения с другими людьми, обществом, природой, вот почему интерес к диалогу сегодня связан еще и с его значением в познании человеком мира и самого себя.

Это, в свою очередь, предполагает поиск альтернативных тенденций становления личности, способной к диалогическому взаимодействию. Одна из тенденций - использование диалога в учебно-воспитательном процессе вуза. Задача современного человека - не только осознание диалогической связи с другими людьми, но и превращение ее из виртуальной формы в реальное человеческое бытие.

Актуальность темы обусловлена, прежде всего, задачами оптимизации взаимоотношений между студентами вуза и преподавателями на современном этапе развития высшего профессионального образования, развития способности к пониманию другого человека, готовности к диалогу, принятия ценности толерантного поведения.

Важной характеристикой гуманистически ориентированного педагогического общения является в этой связи диалогическое взаимодействие. Однако диалогическое взаимодействие реализуется не всегда в силу ряда объективных (экономических, политических, социокультурных и т.д.) и субъективных причин (нежелание перестраивать привычные способы общения, нравственная и практическая неготовность к иному типу отношений и т.д.), поэтому требуется создание специальных условий» (социальных, педагогических, психологических), которые стимулировали бы человека к диалогу.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на теоретические разработки в области диалога, в практической реализации диалогического взаимодействия наблюдается значительный пробел в усвоении преподавателями и студентами коммуникативно-диалогических умений, способствующих выработке диалогического стиля общения и культуры ведения диалога, в частности, у будущих специалистов-медиков. Так, анализ практики осуществления учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе показывает, что преподаватели недостаточно обращают внимание на использование диалогического взаимодействия на занятиях в связи с отсутствием специально разработанных условий организации такового.

Таким образом, обнаруживается противоречие между очевидной необходимостью использования диалогического взаимодействия в учебном процессе вуза и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих его оптимизации, что в конечном итоге приводит к преобладанию в реальном образовательном пространстве вуза традиционного прескриптивного подхода.

Исходя из названного противоречия, вытекает проблема, заключающаяся в неразработанности подходов к выработке диалогического стиля общения преподавателей и студентов и педагогических условий, оптимизации диалогического взаимодействия в вузе. Особое значение диалогический стиль взаимодействия приобретает в медицинском вузе, в связи с тем, что студенты-медики в своей будущей работе, как правило, проецируют на пациентов тот стиль общения, в пространстве которого происходит их собственное профессиональное становление.

Диалогическое взаимодействие - сложное интегративное системное образование, включающее в себя такие компоненты, как освоение субъектами информации, ориентирующей на диалог; усвоение ценностно-значимых умений и присвоение их как системы положительной установки на диалог, а также восхождение к внутренней личностной культуре человека, дающее возможность каждой личности совершенствоваться и самоактуализироваться.

Основными педагогическими условиями оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в медицинском вузе являются:

- реализация коммуникативного потенциала личности преподавателя и студента на основе модели двусторонней коммуникации;

- развитие коммуникативной мобильности со стороны субъектов взаимодействия, обеспечивающее эффективный переход в разные языковые субкультуры, специфичные для профессии врача (триада «врач-педагог - студент - больной»);

- создание дидактических средств, способствующих диалогическому взаимодействию, и использование конверсаториев как одной из интерактивных форм обучения.

Диалог является средством достижения поставленных целей, с другой – более действенно изменяет характеристики общения:

– устанавливает устойчивую, активную прямую и обратную связи между субъектами обучения;

– от субъектов диалог требует уяснения смысловых позиций друг от друга;

– строит субъектные отношения (отношения партнерства и сотрудничества);

– сводит к минимуму негативное психологическое влияние на студентов.

Особое значение для моделирования диалогического взаимодействия имеет подготовительный процесс, который заключается в следующих видах работы на занятиях в аудитории и дома:  

– заучивание диалогов наизусть дома с последующим воспроизведением в аудитории;

– обсуждение учебного текста и дополнительных аутентичных текстов с использованием определенных фраз и слов;

– составление на базе данных диалогов собственных;

– составление диалогов в соответствии с заданной ситуацией по теме занятий.

Использование конверсатория, понимаемого как особый вид деловой игры, является одним из эффективных путей оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в медицинском вузе.

Реализация педагогических условий оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов способствует повышению эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов и позволяет проецировать диалогическую модель общения в профессиональную деятельность.

Самоутверждению, самореализации студентов в процессе развертывания ситуации диалога способствует делегирование им части преподавательских полномочий, привлечение их к соавторству, сотворчеству.

Такое соавторство может осуществляться разными способами: совместное выявление проблем и их отражение в названиях тем, наиболее адекватно отражающих суть этих проблем; ведение студентами фрагментов диалога при внешне пассивном участии преподавателя; организация и проведение студентами авторских проблемных ситуаций.

Разделы