Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 

Прокудин Ю. П., Курбатова И. В., Ферман А. А.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru
МАОУ Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбов
mou-school13@mail.ru

Творческая активность школьника формируется и развивается, сопровождая весь процесс становления его личности. Существенные изменения в активности школьника отражаются и на его деятельности, а развитие личности  выражается в состояниях ее активности.

Г.И. Щукина выделяет три уровня активности: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий.

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через знания своих одноклассников или других школьников. Это более ранняя и элементарная форма проявления активности. Приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через  освоение, закрепление и практического применения имеющегося опыта.   

2. Поисково-исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, так как здесь имеет место большая степень самостоятельности. Школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель или преподаватель вуза. Однако поиски самостоятельных путей решения отрывают школьника от образца, представляют простор для деятельности. В силу этого переход на уровень поисковой активности всегда означает и более высокий уровень проектно -  исследовательской  деятельности.

3. Творческая активность — это высший уровень, поскольку школьник может ставить и саму задачу, и самостоятельно избирать пути ее решения. Показатели творческой активности даны в характеристике творчества в психологии: новизна, оригинальность, отход от шаблона, нарушение традиций, нестандартность, неожиданность, целесообразность.

Таким образом, высшая форма активной деятельности школьников, как мы считаем - это творческое ее проявление, в том числе, в проектно-исследовательской деятельности.

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова почти за два десятка лет накоплен богатый и интересный по своему содержанию опыт по организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся в рамках школьного научного сообщества.

Организация проектно - исследовательской деятельности осуществляется во взаимосвязи учителей с преподавателями Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и направлена на выполнение договора «О совместной деятельности» от  01.11.2007 г. Сотрудничество  МАОУ Центра образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова с институтами социальных и образовательных технологий, гуманитарного и социального образования, филологии  Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина позволяет целенаправленно ориентировать выпускников образовательного учреждения на будущую профессию соответствующих  специальностей.

Главной образовательной целью научно-исследовательской деятельности является раскрытие аналитического и творческого потенциала школьников, развитие их интеллектуальных способностей, создание обстановки совместной увлеченности и коллективного поиска. Исключительная воспитательная значимость исследований, проводимых школьниками, состоит в формировании у них убеждений в познаваемости окружающего мира, уверенности в собственных силах, укреплении интеллектуального потенциала каждой индивидуальной личности.

Активность учащихся в области проектной и исследовательской деятельности помогает проявить их творческие способности. Исследование, оформленное в виде проекта, всегда связывается с образованием нового продукта в ситуации разрешения проблемы. Такую деятельность К.Н.Поливанова соотносит с понятием продуктивное мышление. Этот тип мышления часто ассоциируют с творческим мышлением, поскольку они связаны с решением нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.

Целенаправленная работа, осуществляемая учителями школы и преподавателями вузов со старшеклассниками по подготовке различных исследовательских проектов способствует развитию креативности (аналог творчества, творческого потенциала), креативного мышления начинающих исследователей. При диагностике креативности, так же как и при оценивании проектно-исследовательской работы, учитывается не возможность правильного ответа, а умение решить задачу, при этом решить с помощью своего собственного видения. Под креативностью подразумевается «способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению» (К.Н.Поливанова).

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий проблемно-поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических и эмпирических обобщений, овладение умениями самостоятельно добывать знания. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых учащиеся получают достоверные сведения, которые используются для построения простейших научных теорий и выработки практических рекомендаций. Основа метода проектов - развитие познавательных умений учащихся, обучению их умению конструировать свои знания. Проектно-исследовательскую деятельность отличают активность школьников и их заинтересованность.

Мы считаем, что одной из задач, которую в настоящее время необходимо решать - это развитие интереса и повышение творческой активности современного школьника, в том числе и в проектно-исследовательской деятельности, так как знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе непрерывной самостоятельной познавательной работы. Огромное значение имеет работа кафедр, функционирующих в Центре образования №13: инженерно-технической, гуманитарной, естественнонаучных дисциплин, педагогики и психологии, которые возглавляют доктор технических наук, профессор Е.И. Глинкин, доктор филологических наук, профессор А.И. Иванов, кандидат географических наук, доцент М.Е.Буковский, кандидат педагогических наук, профессор Ю.П.Прокудин. Организация сетевого взаимодействия с вузами осуществляется научно-методическим советом «Развитие».

Экспериментальная лаборатория Комитета образования администрации г. Тамбова «Организация исследовательской деятельности педагогов и учащихся» успешно функционирует в школе с2007 г. Сотрудниками лаборатории проводятся открытые консультации, семинары по вопросам разработки, осуществления и представления исследовательских проектов, готовятся тематические заседания кафедр, пополняется банк методических материалов по организации  проектно - исследовательской  деятельности обучающихся инновационных  образовательных учреждений.

Кафедра общей педагогики и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина (заведующий кандидат педагогических наук, доцент А. Ю. Курин) совместно с кафедрой педагогики и психологии  школы активно внедряют в учебно-воспитательный процесс проектные методики. Психолого-педагогическая лаборатория школы (руководитель Е.В. Царева) является уникальной базой для прохождения педагогической и производственной практики студентов, в ходе которой они подключаются к проектно-исследовательской  деятельности старшеклассников. 

Обогащению проектно-исследовательской деятельности обучающихся способствует работа в рамках национальных проектов и программ как на федеральном, областном, так и на муниципальном уровнях, направленность которых - это создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней общеобразовательной  школы и заканчивая послевузовским.

МАОУ Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова представляет Тамбовское областное отделение Всероссийской ассоциации творческих педагогов «Исследователь», руководителем которого является кандидат географических наук, доцент М.Е. Буковский. Под эгидой движения творческих педагогов школа укрепила сотрудничество с СУНЦ для одаренных детей МГУ им. М.В.Ломоносова, результатом которого стала поддержка сетевого проекта «Школа 5+». Старшеклассники получили возможность заниматься по лекциям ведущих преподавателей СУНЦ. У каждого учащегося есть свой тьютор из числа студентов Московского университета, который помогает освоить достаточно сложный интернет-материал. В школе функционирует региональный центр «Телешкола» по подготовке учащихся школ г. Тамбова к исследовательской работе с применением средств дистанционного обучения. Активно реализуется Федеральный эксперимент внедрения ридоров. С этой целью в школе проводятся учебные съемки  телеканалов «5 канал», НТВ и «Олимп».

Особое место в развитии  проектно - исследовательской деятельности старшеклассников занимает открытая областная научно-практическая конференция учащихся инновационных образовательных учреждений «Грани творчества», проводимой совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области, Комитетом образования администрации города Тамбова, ТГУ имени Г.Р.Державина и ТГТУ.

С каждым годом увеличивается исследовательский и поисковый характер предоставляемых работ, выступления учащихся получают живой отклик участников конференции. Знания, полученные в ходе подготовки и проведения научно-практической конференции «Грани творчества», значительно обогащают учебно-исследовательский опыт школьников, расширяют их кругозор, мировоззренческие позиции, способствуют раскрытию личностных качеств, выявлению будущих и настоящих лидеров, объединению взрослых и детей, увлеченных общей идеей сотворчества и сотрудничества.

В процессе проведения как пленарных, так и секционных заседаний решаются следующие единые задачи:

- реализация научного способа познания на предметном материале различных областей знаний;

- раскрытие научного и творческого потенциала старшеклассников;

- адаптация старшеклассников к вузовской системе обучения;

- приобретение и закрепление навыков работы с научной литературой и первоисточниками;

- обучение навыкам публичных выступлений и анализа научных докладов;  

- овладение навыками работы с аудиторией.

Например, ХVII открытая областная научно-практическая  конференция состоялась в марте2013 г. Секцию психолого-педагогических наук представляли 24 участника. Жюри отметило наиболее интересные работы Т. Вялушкиной «Лидер детского сообщества: как вести за собой?» (11 класс, МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова), г. Тамбов; руководитель: профессор Ю.П. Прокудин ); В. Домникова «Жизнь в виртуальном мире» (11 класс, Вишневская СОШ,  Староюрьевский район; руководитель: учитель информатики М.В. Журавлева); Ю. Черсковой «Влияние темперамента личности на поведение в стрессовых ситуациях» (10 класс, МБОУ СОШ №3, г. Моршанск; руководитель: педагог-психолог Л.П. Мусина).

В марте2014 г. прошла очередная XVIII научно-практическая  конференция школьников инновационных образовательных учреждений, которая приобрела  статус «Открытого форума исследователей «Грани творчества»» межрегионального уровня. Конференция проходила в два этапа: первый включал конкурс творческих работ «Малые грани» обучающихся с пятого по восьмой классы, и второй этап - конкурс исследовательских проектов обучающихся в 9-11 классах в рамках научно-практической  конференции «Грани творчества».  Многочисленность ее участников (около 500 участников) - достаточно объективное свидетельство актуальности, популярности и значимости данного мероприятия. Целью форума является: выявление и поддержка одаренных детей в области интеллектуального творчества и исследовательской деятельности. Основные задачи форума - это содействие интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них исследовательских компетенций, активизации поисковой и научно-практической работы, пропаганда научных знаний и развитие интереса к будущей профессиональной деятельности.  

Открытый форум исследователей «Грани творчества» является завершающим этапом самостоятельной проектно - исследовательской работы обучающихся под руководством учителей - предметников и преподавателей вузов. В процессе подготовки к ней решается комплекс учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, философской, исторической, художественной, психолого-педагогической и методической литературой, отрабатываются умения представлять свои работы в презентабельном виде; развиваются коммуникативные способности, навыки публичных выступлений; в целом формируется интерес к исследовательской деятельности. Школьники получают коллективную оценку своего труда, что способствует повышению их социальной и творческой активности, правильной самооценки проведенного и представленного исследования.

По результатам работы всех секционных заседаний открытой областной научно-практической конференции «Грани творчества» (Форума исследователей) оргкомитетом определяется один из всех занявших первое место исследовательских проектов для награждения  президентским  грантом. Обладателем высшей награды Форума исследователей2014 г. стала десятиклассница МАОУ Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова Мария Тетушкина.

Трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения исключительно значимой в  воспитательном плане работы, обычно концентрируются на финансовых вопросах. Общеизвестно, что экономические проблемы в целом  системы образования  России, накладывают свой отпечаток, в первую очередь, на школьном компоненте. Знание педагогического менеджмента позволяет решать их с достаточно высокой эффективностью.

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и многогранна. Творческие исследовательские способности проявляются в умении реализовывать их в активизации мыслительной деятельности за пределами решения задач, которые ставятся перед человеком. 

Разделы