Сведения об образовательной организации

МИССИЯ И ХАРИЗМА ВЗРОСЛОГО ЛИДЕРА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

МИССИЯ И ХАРИЗМА ВЗРОСЛОГО ЛИДЕРА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Дмитриенко Е.А.
Республика Казахстан, Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова
dea_ast@mail.ru

В своей профессиональной деятельности педагоги часто соприкасаются с проблемами развития детского общественного движения, деятельностью детских общественных формирований как важнейшими и гражданскими институтами социализации подрастающего поколения. В этой связи важно в системе профессиональной подготовки будущих педагогов акцентировать внимание студентов на специфику продуктивных взаимоотношений детей и взрослых в социально-педагогических системах – различных детских сообществах  с раскрытием сущности этих взаимоотношений и освоения студентами всеми тонкостями сложной технологии взрослого лидерства в детской среде.

Бесспорно, что ведущую роль в создании и развитии детского общественного движения играют взрослые, обладающие авторитетом, высокой гражданской позицией, профессионализмом, любящие детей и знающие как с ними работать. Взрослые в детском движении - мужчины и женщины старше 18 лет, непосредственно взаимодействующие с детскими общественными организациями.

Взрослые лидеры детско-юношеского движения являются, как правило, добровольцами-общественниками и ведут воспитательную работу с детьми, молодыми людьми при наличии соответствующего уровня компетентности и его лидерской (психолого-педагогической) миссии.

Миссией лидера движения является эмоциональное и нравственное оздоровление общества и нации в целом, защита прав и законных интересов детства, связанных с участием в жизни государства и общества, и побуждение к осознанному самостоятельному участию детского соообщества в социальном прогрессе.

Вдохновляющая миссия взрослых – пробуждать у детей и подростков интерес к общественной жизни, вдохновлять их бескорыстное служение людям, обществу, Отечеству, укреплять и поддерживать в них веру в необходимость и востребованность их социального творчества. По своему содержанию миссия взрослого предполагает мобилизацию усилий подростков, других взрослых на служение обществу, на служение детям словом искренним, убежденным, доступным, образным.

Поддерживающая миссия взрослого предполагает обеспечение комфортного существования в объединении каждому его участнику, разъяснение ему его востребованности в коллективной творческой деятельности, отсутствие какого-либо насилия в отношениях с детей и подростками.

Представительская миссия взрослого предполагает планомерное последовательное взаимодействие его с другими взрослыми – представителями государственных структур, общественных объединений в интересах детей и подростков.

Из миссии вытекают специфические функции взрослых в детском объединении:

  • Идеологическая функция. Это соединение практической деятельности взрослого с коллективной деятельностью детей во имя определенной идеи общественного или общественно - политического толка.
  • Защищающая функция. Это совершенно новая функция, обусловленная, с одной стороны, необходимостью соблюдения Конвенции о правах ребенка, а с другой, –  вседозволенностью взрослых в условиях несовершенства правового поля, особенно в отношении определенной части взрослых и общества в целом к детям. Функция предполагает разработку и установление уставных правил поведения взрослых в детских объединениях, категорически запрещающих любое проявление морального, физического, психологического, сексуального насилия.
  • Организаторская функция. Это внесение в детскую среду и среду самих взрослых определенного порядка и системы отношений, создание структуры, разработка стратегии и тактики действия, - определение в детской среде и среде взрослых определенных структурных ролей. Обеспечение контактов с другими взрослыми — родителями, педагогами, психологами — с целью мобилизации их потенциала во имя осуществления цели и задач детских объединений.
  • Формирующая функция. Это установление, формирование и утверждение в практике нравственных норм и правил, стиля тона отношений, как в детской среде, так и во взрослой.
  • Имиджмейкерская функция. Это разработка системы символов, ритуалов. Формы, традиций, как для детских объединений, так и для взрослых, а также порядка их использования, в целях создания и утверждения в массовом общественном сознании нового современного имиджа руководителя, лидера детского формирования.

Взрослый, которому доверена жизнь и деятельность ребенка за пределами школьного урока, в его свободное время, один на один с детьми без учителя и родителей обязан нести высочайшую ответственность за жизнь этого ребенка (физическую и духовную), его настроение, нравственные установки, поступки, отношения с товарищами. В этих условиях взрослый – это авторитет, на который равняются члены детского сообщества, который обладает особой харизмой – важном факторе профессиональной успешности работника.

В настоящее время термин «харизма» (от греч. Harisma божественный дар, благодать) заметно девальвировался, происходит его «рутинизация». Харизма – это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии (подчинении) людей к нему. Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.

Харизма лидера детского движения многолика. Это люди молодые, среднего и даже старшего возраста, представляющие разные социальные и национальные слои общества. Взрослый организатор - лидер, как правило, - неформальный вожак детей: личность неординарная (отличающаяся от окружающих взрослых), самостоятельная, независимая, с «сильным характером». Именно эти качества взрослого организатора привлекают молодых людей и выделяют его особый тип воспитателя. Деятельность такого лидера не сводится к прямому педагогическому руководству организацией или объединением. Они воспитывают по новой форме: воспитание детей силами самих детей.

Добровольность и внутренняя «педагогическая гуманистическая установка» - основа творчества взрослого руководителя детского сообщества, постоянного поиска путей, условий эффективной деятельности, сотрудничества и взаимопонимания с детьми, что невольно приводит к его педагогике (через опыт, самообразование, образование). Педагогическая позиция взрослого лидера сводится не к прямому руководству объединением, а к такой организации совместной деятельности, при которой фактором воспитательного влияния становится само объединение

В числе характеристик лидера детского движения как харизматической личности следует отнести такие как:

  • личное обаяние;
  • способность к трансляции энергии, заражению энергией других людей, воодушевлению их на выполнение определенных действий и поступков;
  • уверенная манера, способность владеть собой и ситуацией;
  • независимость и самостоятельность в решениях и поступках;
  • позитивное восприятие восхищения других людей;
  • хорошие риторические способности, умение говорить точно и лаконично по типу всем понятных лозунгов;
  •   впечатляющая внешность или отдельная черта внешности.

Вряд ли можно сомневаться в том, что у педагога-организатора детского движения существует особая предрасположенность и одаренность к проявлению харизмы, хотя бы на том основании, что ее проявление предполагает наличие у человека незаурядной энергии и выносливости. Но имеет место и тот факт, что его харизма реально проявляется в определенных условиях, и при исчезновении этих условий она снижается и пропадает. Другими словами, чтобы феномен харизмы проявлялся, она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией лидера и восприниматься людьми, на которых направлено ее «излучение».

Использование ситуации в проявлении харизмы осуществляется по такому алгоритму:

1. Постановка негативного диагноза или негативная оценка ситуации («все плохо»), а также описание недостатков и нерешенных проблем.

2. Описание должно фактически совпадать с реальной ситуацией, но эмоционально драматизировать ее.

3. Выделение людей, ответственных за нерешенные проблемы, трудности и недостатки («образ врага»).

4. Формулирование ценности или идеи борьбы за улучшение ситуации.

5. Провозглашение себя лидером этой борьбы.

         Влияние харизмы профессионала связано с формулированием и внедрением педагогом-организатором детского движения идей и ценностей в неопределенном или противоречивом социально-информационном поле. Поэтому на вопрос о том, положительно или отрицательно харизма влияет на эффективность деятельности детско-юношеской организации, можно найти как положительные, так и отрицательные ответы.

В частности, можно говорить о том, что харизма имеет положительное значение в следующих ситуациях:

  • когда необходимо за короткое время эмоционально, по внутреннему состоянию объединить определенную группу людей и направить их усилия на достижение единой цели;
  • когда необходимо провести в жизнь полезную идею, ценность, информацию и добиться ее однозначного понимания у разных людей;
  • когда необходимо эффективно преодолеть проблемную ситуацию и получить высокий результат на «рывке», вдохновении, азарте и энтузиазме.

Харизма лидера может иметь отрицательное значение в таких случаях:

  • когда каждый член детско-юношеской организации должен проявлять в своей деятельности самостоятельность, способность к критике и самокритике, а также личную инициативу;
  • когда требуется получить общий интеллектуальный результат, собранный из результатов мыслительной работы членов группы, а также при решении новых, нестандартных проблем, не имеющих готовых аналогов решения;
  • когда каждый член группы в одиночку, без поддержки лидера и группы должен проявлять креативность, уверенность в себе, способность управлять партнером и ситуацией. 
Разделы