ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНЕРУ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ
Подоляко М.В., Подоляко В.П.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
max714961@mail.ru
Сфера образования - это наиболее динамично развивающаяся область общественных отношений. Прогрессивное развитие общества предусматривает, что наука должна развиваться быстрее экономики, а образование - быстрее науки. В условиях рынка экономически оправдана подготовка профессионалов различного уровня (бакалавров, специалистов, магистров), поскольку именно непрерывная многоуровневая подготовка может обеспечить адресное освоение требований, которые становятся определяющими квалификационными характеристиками для соответствующего уровня подготовки [Дубровский А.В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 12.].
Современный специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональной компетентностью, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы. Кроме того, он должен овладеть активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой, знанием иностранного языка.
Его должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. Для подготовки специалиста новой формации необходимы преобразование многоуровневой системы образования, совершенствование содержания, обучения и воспитания в следующих направлениях:
1) интенсификация учебно-воспитательного процесса с быстрым включением в него инноваций;
2) организация непрерывной системы профессиональной подготовки;
3) формирование учебно-воспитательных модулей, поддерживающих образование на разных уровнях;
4) развитие форм обучения, моделирующих будущую профессиональную деятельность;
5) совершенствование форм и методов организации самостоятельной работы студентов;
6) индивидуализация обучения;
7) компьютеризация учебного процесса.
Включение России в Болонский процесс, важнейшими требованиями которого являются многоуровневый характер образования, непрерывные технологии обучения, модульная организация учебно-воспитательного процесса, ставит задачу переноса этих положений в содержание подготовки учителя физической культуры, в том числе и специалиста по восточным видам единоборств.
Вопросы подготовки специалистов по восточным видам единоборств - сравнительно новое направление в системе физкультурного образования. Обращение к восточным единоборствам как к одному из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека.
Но особенность восточных единоборств заключается и в том, что содержание средств позволяет организовывать занятия таким образом, что к участию в них возможно привлечение людей разного возраста. Причем зафиксированы случаи участия в занятиях такими видами, как каратэ, таэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, людей в возрасте от 5 до 60 лет и старше.
Поскольку расширяется круг задач, решаемых данными средствами физического воспитания, включая оздоровительные, спортивные и прикладные, следовательно, следовательно, необходима подготовка специалистов различного уровня, которые реально могли бы осуществлять учебно-тренировочный процесс с людьми разного возраста, пола и интересов, т.к. человек может заниматься различными видами восточных единоборств в детском саду, спортивной школе, частной школе, клубе, в учебном заведении специализированного и неспециализированного характера [Литманович А.В. Непрерывная подготовка специалистов по восточным видам единоборств // Теория и практика физ. культуры. 2000. № 6].
Специалист по восточным единоборствам обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности. Рассмотрим общие и специальные требования, предъявляемые к тренеру, осуществляющему подготовку по восточным единоборствам:
Общие педагогические требования:
1) высокий уровень нравственного самосознания;
2) педагогическое образование;
3) широкий идейно-политический кругозор;
4) устойчивые морально-волевые качества;
5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
6) высокий общий культурный уровень;
7) умение управлять собой в любых условиях;
8) хорошие организаторские способности;
9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к тренерской деятельности:
1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
5) умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
Также следует подчеркнуть, что тренер — это глубоко творческая личность. Для его эффективной деятельности необходимы: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность.
Вполне возможно, что с таким подходом к системе современного физкультурного образования, возможно определить необходимый уровень знаний и соответственно квалификацию будущего преподавателя, который на практике будет реализовывать обозначенный круг стоящих перед ним задач. Подготовка специалиста по восточным единоборствам представляется в виде системы, охватывающей весь процесс от момента определения будущего абитуриента в специальности до поступления в учебное заведение и прохождения этапа послевузовского образования.