Сведения об образовательной организации

ИНТЕРЕС КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

ИНТЕРЕС КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Сорокина Е.В., Долгушина А.А.
Россия, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова
ev40ina@mail.ru

Следует отметить, что основная целевая установка на пропедевтическом этапе занятий музыкой – это формирование интереса, влечения  к занятиям, желания слушать музыку, заниматься ею. В свою очередь, интерес является ведущим фактором развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В современных социальных условиях проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их музыкального воспитания, развития и образования не теряет своей актуальности.

ИНТЕРЕ?С в философском аспекте - это форма проявления познавательной  потребности, удовлетворение которой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, живописи - побуждает к соответствующей деятельности, порождает склонность к ней  или переходит в нее. Поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и переходят друг в друга, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Важно отметить, что интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их .Поэтому, с одной стороны, интересы являются средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы и  их формирование являются целью педагогической работы.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности, отмечал А.Н. Леонтьев, очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели .

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам. В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Раннее появление устойчивых интересов, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование.

Музыкальный интерес, представляя собой «осознанную потребность», то есть осознанное отношение человека к музыкальной культуре, постепенно становится чертой личности, превращается в ценность для человека. П.Ф. Каптерев писал: «Интерес есть стремление к определенной деятельности. По самой своей природе он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес - это полное противоречие».

Пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп рассматривали в своих трудах Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Л.Л. Куприянова, А.Н. Малюков, Т.П. Плеснина, А.И. Паламарчук. Вопросы формирования музыкально-эстетического интереса школьников изучали О.А. Апраксина, Н.Л Гродзенская, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр.

Интерес к музыке являлся ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, так как без сформированной музыкально-эстетической потребности невозможно достичь успехов в музыкальном воспитании и обучении детей. Интерес — обязательное условие для общения с  музыкальным  искусством. К примеру, интерес к музыке у старших дошкольников и младших школьников можно формировать различными путями: 1) используя методы активизации; 2) используя различные виды деятельности; 3) используя информационные технологии (презентации, караоке).

Также способствуют привитию музыкального интереса такие виды деятельности и приёмы обучения, как: пение; творческие задания; обновление песенного репертуара; активизация слухового внимания; рисование; различные виды движения; инсценировки; пластическое интонирование; импровизация, голосовые игры; словесное рисование; игра на музыкальных инструментах; сочинения, рассказы, сказки и др.

Чтобы усилить воздействие на память и воображение, при подборе репертуара для слушания целесообразно использовать  не одиночные произведения, а пары, подобранные по принципу сходства или контраста. Во время слушания может ставиться задача сочинения сюжета, который мог бы объединить эти произведения( например,«Нянина сказка» и «Баба Яга»; « Болезнь куклы» и «Новая кукла»; «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков»).

Универсальным средством привития детям интереса и любви к музыке является музыкально–дидактическая игра. С её помощью возможно освоить с детьми основы музыкальной грамоты, развить у них музыкально-сенсорные способности. В процессе музыкально-дидактических игр дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

С помощью музыкально–дидактических игр дети в игровой форме получают знания и умения по разным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально – ритмическим  движениям, игре на музыкальных  инструментах.

Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, дают детям радость совместного творчества в игре. Они дают ребенку возможность показать свои знания на практике, проявить инициативу и самостоятельность, так как именно эти игры в большей степени являются обучающими (слово дидактика трактуется как обучение). С помощью музыкально–дидактических игр поддерживается интерес к музыкальным занятиям, развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, особенности восприятия.

Педагогическая ценность музыкально–дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, способствуют интеллектуализации музыкального воспитания.

Таким образом, формирование интереса на подготовительном этапе к обучению музыке способствует развитию музыкальной наблюдательности, интеллектуальной активности, воображения, музыкальной памяти, внимания. Испытывая интерес, дети переживают самые разные чувства, учатся осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них. Они стараются фиксировать настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.

Разделы