Сведения об образовательной организации

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ 

Королев С.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
79202319085@ya.ru

Современные реалии общественного развития определяют характеристики личности нового типа умеющей активно и самостоятельно анализировать, оценивать, делать выводы, принимать адекватные, объективные решения, саморазвиваться в личностном и профессиональном плане, отказываться от неадекватных стереотипов в деятельности и поведении. Эти тенденции находят свое отражение и в сфере профессионального образования проявляясь в повышении требований к профессиональным компетенциям специалистов и уровню их личной и социальной ответственности за принятые профессиональных решений.

Реакцией на эти изменения стало появление в западной системе образования в 70-х гг. XX в. курса новой образовательной парадигмы, концентрирующейся вокруг идей критического мышления. Основной идей этой парадигмы стала ориентации на развитие критического мышления личности, предполагающее развитие навыков рефлексии собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, проблемами, развитие способностей к аналитической, проблемному видению, прогностической деятельности, поиску альтернативных, инновационных форм, средств и методов, способствующих рациональному решению задач и проблем, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Развитие этих способностей во многом отвечает тем требованиям, которые диктует современность, что делает развитие критического вида мышления одним из важных условий формирования успешной, активной, конкурентоспособной личности профессионала.

Анализ работ исследователей в области изучения критического мышления показал, что большая их часть рассматривают его как важную составляющую профессионального образования (О.М. Андреева, А.В. Бутенко, И.Н. Грифцова, О.Г. Долговых, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Д. Клустер, А.В. Коржуев, Р. Пауль, В.А. Попков, В.Р. Руджиеро, Г.В. Сорина, Е.А. Столбникова, М.А. Тарасова, Е.А. Ходос, Д.М. Шакирова и др.).

Как отмечают А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова, А.П. Тряпицына, развитие критического мышления оказывает положительное влияние на формирование компетентности будущих специалистов, а следовательно является одной из важных составляющих современной российской системы образования. Исследования Е.С. Полат подтверждают этот вывод, доказывая, что современная система образования должна основываться на создании условий при которых учащиеся должны размышлять, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, а также на собственные наблюдения и опыт других людей.

И.А. Зимняя отмечает, что высокий уровень развития критического мышления оказывает положительное влияние на формирование важных компетенций специалистов: системных; межличностных; инструментальных, что так же подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. Исходя из чего мы можем сделать вывод: для усиления положительного влияния процесса развития критического мышления студентов на формирование профессиональных компетенций, этот процесс должен строиться с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности.

В определениях Д. Клустера, А.В. Королевой, Е.В. Прямиковой, Г.В. Сориной критическое мышление представлено как «мышление социальное», или «социально-направленное», существующее в обществе и стремящееся это общество улучшить посредством переосмысления его проблем и вынесения выводов относительно их решения. Обобщая вышеприведенный факты, мы можем сделать следующий вывод: развитие критического мышления будет способствовать совершенствованию профессиональной вузовской подготовки студентов гуманитарных специальностей.

В качестве одного из важнейших признаков гуманитарного образования О.В. Архипова выделяет его мировоззренческую направленность. И.М. Шеина подчеркивает специфику гуманитарного образования через его отнесенность к области хранения, оценки и созидания не только научных знаний, но и социальных и культурных норм, традиций, ценностей. Л.Е. Вербицкая указывает на фундаментальное значение гуманитарного образования в процессе становления и развития социально-ориентированной, ответственной, активной личности, а значит и всего общества. В свою очередь Л.Н. Макарова и Т.К. Голушко отмечают, что для успешного овладения гуманитарными профессиями студент должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, широтой познавательных интересов, эрудированностью, точно соотносить абстрактные и конкретные понятия.

Анализ работ О.В. Архиповой, Л.Е. Вербицкой, А.С. Запесоцкого, И.М. Шеиной и Ю.М. Шор позволил нам выделить следующие основные характеристики гуманитарного образования:      1. научность; 2. гуманистичность; 3. творческость; 4. культурологичность; 5. социальная ориентированность; 6. нравственность. Все эти характеристики не только не противоречат, но и дополняют друг друга, а этот факт в свою очередь  предает большую адекватность их выделению.

Однако само по себе знание о необходимости формирования определенных качеств с одной стороны не может дать практических результатов, а с другой вызывает закономерный вопрос о том связующем звене которое должно объединять все эти качества и быть основой их формирования и развития - мышлении. Формирование и развитие мышления специалистов осуществляется в рамках профессионального образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях, на основе специфических характеристик их будущей профессии.

В каждой из профессий можно выделить вид мышления, который является ведущим в практической деятельности профессионала (педагогическое мышление, экономическое мышление, экологическое мышление, техническое мышление и пр.). В связи с чем возникает необходимость целенаправленного формирования и  развития профессионального вида мышления в специальных профессиональных учреждениях.

Содержание характеристик критического мышления (организованность, рациональность, целенаправленность, рефлексивность, аналитичность, логичность.) указывают на ту область в которой оно является наиболее применимым и важным, а именно на область различных исследований, выработки и принятия решения, планирования успешной деятельности, разрешения задач различной этимологии и направленности, формировании собственного объективного мнения, что позволяет нам констатировать, что в рамках выделенных выше компетенций студентов гуманитарных специальностей развитие критического мышления может способствовать развитию компетенций групп деятельности и познавательной деятельности, а следовательно в значительной мере повысить эффективность их подготовки и дальнейшей профессионально деятельности, чем подтверждается актуальность исследования данной проблематики.

Вместе с тем теоретический анализ проблемы показал, что развитие критического мышления студентов гуманитарных специальностей не являлось предметом специального исследования: требует уточнения сущность данного понятия, необходима разработка критериального аппарата оценки уровней развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей, а так же технологии его эффективного развития. Что ставит перед нами задачи требующие решения.

Разделы