Сведения об образовательной организации

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Первова Г.М.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
pimno_tgu@mail.ru

Профессиональное или деловое чтение студентов - это освоение информации учебников и учебных пособий: техничное раскодирование графических знаков, осмысление содержания и формы текста, выделение главного, существенного для запоминания и применения в практической деятельности. Сегодня профессорско-преподавательский состав вуза не читает студентам традиционных лекций, а создает и выпускает в свет учебники, где изложен соответствующий программе материал. По результатам самостоятельного чтения определенного параграфа затем в аудитории проводится коллоквиум, который и обнаруживает обратную связь: что студенты поняли, что требует комментариев преподавателя, как освоен терминологический словарь изучаемой дисциплины, как обучающиеся разобрались в примерах и т.д.

Такое интерактивное собеседование важно для самопонимания и самопринятия студента: он узнает тип своего мышления, воображения, памяти, он оценивает наличие у себя функциональной школьной подготовки к изучению вузовской дисциплины, он сравнивает уровень своего понимания учебного материала с ответами сокурсников, он учится выражать научными языковыми средствами те идеи, которые самостоятельно освоил. Так реализуется известная дидактическая закономерность: освоенным считается тот материал, который был добыт в результате самостоятельного исследования вопроса.

Педагогические наблюдения за работой студентов по предоставленной выше модели вызывают следующие размышления. На одном или двух занятиях следует обязательно показать первокурсникам, как читать учебники. Заголовок сообщает цель чтения, его желательно запомнить точно. Надо выделить в тексте все имеющиеся определения понятий, они выписываются, сравниваются, заучиваются. Затем показать, как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, фактами, понятиями, как они уточняются, раскрываются, дополняются примерами. В завершение работы над темой ее следует воспроизвести с помощью внутренней или внешней речи. Произнесение вслух особенно важно, если ты получаешь профессию педагога, учителя, воспитателя, так как устная речь будет инструментом деятельности будущего специалиста.

Алгоритм чтения учебного текста должен быть освоен в средней школе, однако в вузе более сложный научный материал требует такой разъяснительной работы, ибо самостоятельные занятия занимают все большее место в учебном плане и, чтобы получить знающего выпускника, учить по-новому учиться надо на 1 курсе.

Размышления вызывает обязательность и прочность домашней работы студента. На адаптацию первокурсников к самостоятельной модульно-рейтинговой вузовской системе обучения влияет то обстоятельство, из какой социальной и семейной среды попал в вуз абитуриент. Проблемы в семье нередко являются причинами школьной и вузовской дезадаптации. В читальных залах библиотеки работают единицы, так называемые «книжники», остальные готовятся к занятиям дома, тем более если под руками есть и учебник, и компьютер.

Если школьную дезадаптацию взять за 100%, то чисто школьной причиной неуспеваемости будет 10%, а включающей семейную – 90% [Семья XXI века: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2004, с. 307]. В большинстве семей взрослые не читают. Нас насторожил этот факт, но подробное изучение категорий семей, а также факт, что в Тамбовской области на 100 браков приходится 90 разводов, привели нас к выводу, что современный студент развивается в кризисных условиях.

В органах управления образования и науки области зафиксированы следующие типы семьи: полная, неполная, неблагополучная (без определенного места жительства, с несовершеннолетней матерью, с лишением родительских прав, с родителями из криминальной среды, имеющая ребенка-инвалида, с ВИЧ-инфекцией), многодетная, опекунская… На четыре «нормальных» приходится шесть неблагополучных. Поневоле задумаешься об условиях, в которых живет и учится студент. Будучи куратором, приходится посещать сирот, больных, живущих в общежитиях студентов.

Когда говорят, что технологическая революция и ИКТ проникли во все уголки нашей великой (по размерам) страны и сопоставляешь эти с действительностью, то понимаешь: никогда механизм не заменит человеческий фактор, никогда не исчезнет личностное общение в обучении и воспитании. Студенту нужен преподаватель-наставник, от человека к человеку передается опыт, накопленный человечеством, а машина лишь средство ускорения передачи этого опыта. Настоящими являются личностно значимые знания.

В этом может убедить молодого человека только хороший преподаватель и хорошая книга. Поэтому наладить связь студентов с библиотеками города – обязанность куратора студенческой группы. Студенты 1 курса посещают читальный зал и библиотеку университета, универсальную научную библиотеку им. А.С. Пушкина, городскую им. Н.К. Крупской, областную детскую, кафедральную, школьную, местную. Они используют информационные ресурсы этих библиотек и компьютерных классов института.

На время обучения в вузе студенты становятся интеллигентами – людьми умственного труда, усердно занимающимися науками. Во всяком случае таково исходное (лат.) значение слова «студент». Интеллигентность предполагает культуру, некое совершенствование учебной деятельности, соответственно, читательской. На 1 курсе подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» в ТГУ им. Г.Р. Державина введен предмет «Основы читательской культуры», который призван усовершенствовать искусство быть читателем, причем читателем не только научно-познавательной, учебной, литературы поп ficshon, но и художественной.

Если «деловая» литература усовершенствует разум, то художественная воздействует в основном на среду чувств, гармонизируя развитие профессиональной личности. Анкетирование студентов 1 курса показало, что молодые люди читают больше, чем прежние поколения, зарубежной литературы, а также «модные» бестселлеры. В число популярных входят книги, по которым сняты художественные фильмы вроде «Мастера и Маргариты» М. Булгакова или «Географ глобус пропил» А. Иванова.

Учитывая профиль подготовки («Начальное образование»), мы проводим обсуждение педагогически значимой детской литературы. В рекомендательный список для чтения входят произведения об учителях, о школе, из общей литературы: «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Разговор с молодым директором школы» В. Сухомлинского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Осень», М. Прилежаевой, «Черниговка» Ф. Виноградовой, «Уроки французского» В. Распутина, «Магазин ненаглядных пособий» А. Лиханова и др. Эти книги учат решать проблемы воспитания, проектируют педагогическую деятельность в разных типах образовательных учреждений, учат строить взаимоотношения в школьных коллективах, что показывает выступления студентов на веб-сайтах и в аудиторных дискуссиях. Обращение к  такой художественной литературе тоже можно назвать профессиональным чтением, способствующим саморазвитию студентов.

Преподаватель «Основ читательской культуры» информирует студентов о достойных внимания интернет-сайтов, обеспечивающих литературное развитие, используя материалы «Литературной газеты» , рекомендует книги–лауреаты престижных премий – государственных и именных. Литературная информация дополняется выступлениями библиотечных работников.

Кроме того, в студенческой группе появились такие общественные мероприятия, как пединформация (студенты собирают и докладывают материалы о новых типах школ, о педагогических журналах и газетах, о региональных новациях), языковая комиссия (следят за соблюдением орфографического режима в институте и в тетрадях, занимаются ликвидацией безграмотности студентов), литературный клуб и художественная самодеятельность, освоение фольклорных традиций родного края, посещение музеев, картинных галерей, театра с последующим критическим разбором и написанием сочинений.

Таким образом, аудиторная и внеаудиторная деятельность студентов, связанная с чтением, направлена на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие, на выработку качеств профессионального поведения, на развитие интереса к работе с детьми и взрослыми, на удовлетворение духовно-нравственных запросов общества.

Разделы