Сведения об образовательной организации

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Начёрная Светлана Владимировна (Воронеж, Россия)

 

 В статье рассматривается процесс моделирования текста при обучении говорению на русском языке иностранных студентов. Образец модели текста демонстрируется на примере русской народной сказки «Репка». Автор полагает, что содержание текста более доступно воспринимается в результате понимания его структуры.

Ключевые слова: моделирование текста, модель, модельный образ текста, алгоритм речевых действий.

 The article discusses the modeling of a text in the process of speaking in teaching Russian as a foreign language. The sample text model is demonstrated by the example of Russian folk tale "The Turnip".  The author believes that the content of the text is more accessible  as a result of perceived understanding of its structure.

Key words: modeling, model, model image  of a text, algorithm of speech acts.

 

Моделирование — одна из основных категорий теории познания.  

В лингвистике термин «модель»  впервые  был употреблен в 1944 году Э. Харрисом.  Затем метод моделирования  активно разрабатывался в рамках структурной лингвистики такими учеными как Е. Киров, А. Лосев, И. Ревзин, Ф Уитфилд,  Д. Уорт,  Н. Хомский.

Модель в языкознании — это абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.).

Моделирование текста, как и любое моделирование,  дает нам возможность раскрыть закономерную связь явлений,  понять их причинный порядок, выяснить внутреннюю структуру текста и объяснить его смысловое и композиционное содержание. В процессе моделирования появляется возможность выделить  структурно-смысловые связи текста.

Анализируя   художественный текст в модельном виде, мы имеем возможность его «упростить», т.е. рассмотреть его в подобной, но более   детализированной структуре.  Модель текста представляет собой концептуальное  строение по форме и зрительно воспринимается целиком, так как  графическая форма модели отражает функциональную перспективу текста и обладает непрерывностью.

Модельный образ текста помогает восстановить его основную мысль,  семантические связи и дает возможность  проследить в развитии  его текстовую информацию.

Модель также  «позволяет дать как причинное объяснение   через закон данной предметной области, так и структурное, через раскрытие внутренних элементов текста.  Модельное объяснение охватывает не только  область структуры, но и область функций» [Никитин 1963, 32] . 

В данном случае  обращается внимание на содержательную сторону модельного построения.

А.Ф. Лосев в работе «Введение  в общую теорию моделей» отметил, что языковая структура и языковая модель всегда  бывают двуплановы.  Они имеют  значение ни сами по себе,   а лишь как знаки человеческого мышления и вообще человеческого сознания в процессе общения одного индивидуума с другим» [Лосев 1968, 28-31]. Таким  образом,  языковую  модель можно рассматривать как знаковую модель. Следовательно, по своей физической природе она может не иметь ничего общего с природой моделируемого объекта. Моделироваться может как сама система,  так и основные языковые единицы.

Такая эмпирическая модель дает возможность  успешно изучать речевые действия и  обучать стандартным действиям  в рамках лингвистики и действиям в условиях открытых ситуаций в рамках риторики.

Существуют различные виды классификации   лингвистических моделей, но наиболее доказательной мы считаем классификацию,  которая представлена в работах А.А. Зиновьева [Зиновьев 1960, 82-90]  и  И.И. Ревзина [Ревзин 1967, 73].

Они  предложили следующие виды  моделей:   по содержанию —  модель языковой системы и модели единиц языка (текста, предложения, словосочетания, слова, фонемы); по субстрату (что лежит в основе построения) — словесное  описание, графическая схема, математическая модель;  по назначению -   модели  исследовательские и  дидактические; по отношению «текст – субъект» —   модели  познавательные и прагматические.

В работе с иностранными студентами модель текста помогает упростить процесс понимания текста и дает возможность наглядно представить  его структурно-семантические признаки. А  так как  текст сам по себе  - это уже модель, то он является наглядным воплощением авторской позиции, т.е. его материальной мыслительной моделью. И на основе данной модели создается другая модель — идеальная модель восприятия.

С.Л. Рубинштейн в качестве одной из  форм  модели предлагал схему, так как она представляет собой «множество однородных объектов наглядной формы, которая показывает взаимосвязь составляющих его элементов» [Рубинштейн 1999, 87].   Модель, представленная в виде схемы,  показывает во всей полноте  текст на основе   составляющих  элементов, связывающих  его смысловую структуру в рамках абстракции:  аналитики, отождествления, идеализации, упрощенности, аналогии.

Рассмотрим образец модели текста на примере русской народной сказки «Репка».

Данная модель состоит из  зачина и шести компонентов с повторяющимся рефреном (тянут, потянут..). Основной образный ряд включает шесть действующих лиц: дед – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка.

Таким образом,   модель  всегда аналогична оригинальному тексту, но и чем-то отличается от него. Именно это отличие и позволяет выделять определенные существенные связи и отношения,  подсказывать необходимые решения, более  доступно видоизменять условия, таким образом, с моделью возможно работать так,   как нельзя  это было бы сделать с оригиналом.

Содержание текста воспринимается  в результате  понимания  его  структуры.  Процесс понимания представляет собой  определенное перекодирование  линейной структуры текста  в объемную форму  его содержания. Данный переход возможен  в том случае, если используется только та информация, которая является ключом к декодированию. 

Существует два вида такой информации: лингвистическая  информация и   семантическая.    Семантическая информация  не имеет непосредственного выражения в тексте, но позволяет точно и полно раскрыть содержание текста.  Процесс осмысления текста осуществляется не на языковом, а на содержательном уровне.  

Лингвистическая информация  находится непосредственно в тексте  и дает возможность предварительно ориентироваться в речевом потоке  без учета содержания текста, но с учетом позиции повествователя, т.е. образа автора.

1. Повествователь — наблюдатель со стороны:  посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая (зачин).

2. Повествователь — рассказчик: модельные компоненты № 2,3,4,5,6.

Такая работа  дает возможность студенту выработать  свою авторскую тактику (комплекс  языковых и речевых приемов построения текста)  и стратегию текста (замысел, позиция, мировосприятие, отношение к событию).

Мы рассматриваем модель текста как алгоритм речевых действий. В основе любого текста лежит модель реального общения. Коммуникативное содержание текста  в процессе общения не только передается, но и создается в результате мыслительной деятельности, где язык усваивается, прежде всего, как  инструмент мысли.

Литература

  1. Зиновьев, А.А. Логическая модель как средство научного исследования//Вопросы философии. М.: 1960. №1. – С.82-90.
  2. Лосев, А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: МГПИ, 1968. – 296с.
  3. Никитин, Е.П. Типы научного обоснования //Вопросы философии. М., 1963. №10. -  С. 32 – 40.
  4. Ревзин, И.И. Метод моделирования и типологизации славянских языков. М.: Наука, 1967. -  299с.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 1999. – 720с.
Разделы