Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ

Ольга Витальевна Чёрная  (Одесса, Украина )

Подготовительное отделение довузовской подготовки Одесского государственного экологического университета готовит студентов -иностранцев уже 24 года.Обучение на этом отделении является начальным звеном во всей системе обучения иностранных специалистов.Дальнейшее успешное обучение в значительной мере зависит от периода начальной адаптации,который проходит в течение первого года нахождения в стране.

Адаптация есть способность живого организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. эта способность имеет большое значение для человека, так как позволяет " постоянно перестраивать свои поведенческие реакции и действия".(1)

Переход к новой социальной среде в вузе сопровождается напряжением механизмов адаптации, а иногда их перенапряжением и ломкой,т.к. иностранные студенты должны во многом самостоятельно преодолеть препятствия ,возникающие при достижении цели получения образования.

Процесс адаптации начинается с первого дня пребывания в стране, и испытав по приезде в новую страну так называемый "культурный шок",студенты теряются и снижают личностную активность.Это сопровождается отсутствием или неустойчивостью установки на содержание будущей профессии,частое изменение специализации.Бывает,что студент,не изучавший на родине биологию,ставит своей целью получить медицинское образование,или студент,получивший образование гуманитарного профиля,желает готовиться к обучению в техническом вузе.

На практике работы со студентами -иностранцами мы часто сталкиваемся с ситуацией,когда они не в состоянии адекватно оценить вид выбранной деятельности и уровень своих знаний.Многие из них завышают оценку своих знаний,рассказывая,что на родине при обучении в школе они получали высокие баллы.Однако после первой сессии качество знаний значительно ниже,чем позиционировалось самими студентами.Таким образом, перед преподавателями языка и специальных дисциплин стоит очень сложная задача при минимуме языковых средств создать и закрепить в сознании студентов"абсолютно неизвестные им научные понятия, сформировать языковую компетенцию на новом для студентов языке". (2)

Необходимо отметить,что социальная адаптация связана с решением проблем социально-бытовых условий,в которых находятся студенты-иностранцы.Сюда входят и проблемы питания,жилищные условия,возможность занятия в библиотеках,посещение спортивных кружков,секций и т. д.

Овладение новым языком ,на котором происходит обучение,является ключевым фактором в реализации социально-психологической адаптации иностранных студентов.Это длительный и ответственный процесс,который осуществляется поэтапно.Иностранные учащиеся подготовительного отделения,находящиеся в условиях незнакомой языковой и социальной среды,за 37 учебных недель должны не только овладеть разговорным стилем языка,хотя бы в общих чертах познакомиться с общественно-политическим,деловым стилями,но и в достаточно полном объеме овладеть научным стилем речи,чтобы подготовиться к обучению по выбранной специальности.

Поэтому первый год на факультетах довузовскойподготовки ,а также обучение на первом курсе являются решающими в языковой адаптации.Если языковая адаптация протекает успешно,то и социально- психологическая проходит с гораздо меньшими трудностями. Если же "словарный запас студента остался весьма ограниченным,это сильно лимитирует его потенциальные возможности в получении полноценного образования в нашей стране".

Очень важно научить студентов самостоятельно готовиться к занятиям.Молодые люди,оказавшись без семейного контроля,иногда совсем не имеют опыта сознательной повседневной работы.В создании благоприятных факторов большую роль играют преподаватели,работающие с иностранными студентами,а также создание определенных условий в самом вузе.

Установлено ,что у иностранных слушателей значительно проявляется критичность и требовательность к качеству учебного процесса.Поэтому преподавание среди иностранных студентов должны осуществлять наиболее квалифицированные преподаватели.

Практика показывает,что студенты ,приезжающие в нашу страну с целью обучения в вузе,имеют теоретические сведения,касающиеся общественно-политической ситуации,бытовых условий ,особенностях структуры образования..Однако ,приехав в страну пребывания,студент обнаруживает,что практику ,возникающую перед ним,соединить с теорией трудно.Наблюдения,проведенные над студентами -иностранцами,обучающимися в Одесском экологическом университете,показали, что,как правило,легче адаптироваться удается тем студентам,чьи родители обучались в нашем вузе или других вузах Одессы во времена бывшего Советского Союза,а также имеющим друзей и земляков на старших курсах,приехавших на несколько лет ранее."Очень важна роль куратора-иностранца,регулирующего интенсивность процесса адаптации иностранного студента".(3)О роли преподавателей вуза страны пребывания говорилось выше.

Анализ процесса адаптации иностранных студентов к новой социальной среде и выявления механизмов управления этим процессом позволит создать благоприятные условия для обучения студентов -иностранцев в вузах и улучшить качество обучения.

Литература

1.Дудник И.Н.,ЧернийВ.И.,Рождественский Е.Ю и др.Некоторые аспекты социально-психологической адаптации иностранных студентов,обучающихся в медицинском университете.- Актуальные вопросы педагогики высшей школы:36 научных работ.- Донецк, 2004.с.29-32

2.Семянникова Н.Л. Проблемы обучения иностранных студентов.-НТУ "Харьковский политехнический институт.

3. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов.СпБ.:Златоуст.

4.Воронежцева А.А.,Расторгуева Т.Е., Черная О.В.Роль реализации междисплинарных связей в повышении качества подготовки иностранных учащихся на факультете довузовской подготовки ОГЭКУ. Тезисы конференции. Одесса:ОГЭКУ,2006

 

Разделы