Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: SMART-EDUCATION

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: SMART-EDUCATION

Ломакина Ольга Евгеньевна (Волжский, Россия)

Густомясова Татьяна Ильинична (Волжский, Россия)

 

В настоящей статье рассматривается ситуация перехода традиционной системы образования к Smart-образованию, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих компонентов Smart-общества. Анализируются преимущества этой технологии для современных студентов в целях создания благоприятных условий для повышения профессиональной компетентности, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом появляющихся инновационных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов, таких как Smart-учебник. Раскрываются положительные аспекты внедрения подобных технологий для профессорско-преподавательского состава вузов, заключающиеся, в частности, в создании единого образовательного пространства в сети Интернет для осуществления успешной научно-исследовательской и учебной деятельности.    

Ключевые слова: информационное общество, Smart-образование, образовательная технология, Smart-учебник.  

This article focuses on the situation of traditional education system transition to the Smart-education, which is regarded as one of the key components of the Smart society. The article analyzes advantages of this technology for students in terms of creating favorable conditions for increase of their professional competence and an opportunity to choose individual educational route, while using innovative educational-methodical complexes, electronic educational resources, like Smart tutorial. The article reveals positive aspects of the introduction of such technologies for the teaching staff as well. Smart-technologies aim at creating a unified educational environment in the Internet and doing research and academic work effectively.

Key words: information-oriented society, Smart-Education, educational technology, Smart tutorial.

В настоящее время современная система образования предлагает преподавателям неязыковых вузов большой выбор интерактивных технологий обучения, способствующих профессиональному, личностному и творческому саморазвитию обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии получили столь широкое распространение в мировом  образовательном пространстве, что представить современное лекционное или практическое занятие, проводимое преподавателем в вузе в рамках традиционной системы уже невозможно.  Преподаватели, а самое главное студенты, которые являются основными потребителями на рынке образовательных услуг, нуждаются в новой современной образовательной среде, новом этапе, ступени развития информационного общества. Общества, основанного на технологиях, которые поставлены на службу человечеству.

Н. В. Тихомирова отмечает, что Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска, также как новые возможности. Smart – это свойство объекта, характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее несоединяемых, которая осуществляется с использованием Интернет. Например, Smart-TV, Smart-Home, Smart-Phone. Smart-технологии приведут к расширению трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих других  сферах занятости [Тихомирова 2012]. В этой связи закономерным является наблюдение, что с каждым днём все настойчивей звучит мысль о том, что создалась ситуация перехода к так называемому Smart-обществу. Основополагающим компонентом Smart-общества является Smart-образование, объединяющее в единую систему не только учебные заведения, но и профессорско-преподавательский состав для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, заключенных соглашений и технологий. В современных условиях наиболее оптимальным способом организации академической мобильности и сотрудничества является электронное обучение, основанное на уже имеющихся образовательных ресурсах.

В связи с этим у многих преподавателей возникает закономерный вопрос, направленный на детализацию базы, основы подобного общества. Каким образом происходит переход от электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу? Ответ на поставленный вопрос пытались найти участники Международная конференция «От электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу», которая проходила в мае 2014 г. Эта конференция явилась логическим продолжением многих международных форумов и конференций, проводимых организаторами данной конференции более чем 20 лет, последовательно развивая проблемы открытого образования, дистанционного обучения, электронного обучения, применения ИКТ в образовании (Информика), e-Learning, Smart e-Learning, Smart Education, Smart University, Smart Society. В качестве стратегических направлений работы конференции были отмечены:

– презентации и представление государственных программ и приоритетов в развитии e-Learning, Smart e-Learning, Smart Education, Smart University, Smart Society;

– презентации и дискуссии по проекту Программы развития электронного образования в России на 2014–2020 гг. Условия достижения вузами РФ заданных в программе индикаторов.

Какие же вопросы поднимаются научным сообществом в рамках заявленной темы? Прежде всего, Smart-университеты и Smart-общество.

В рамках предложенной темы были затронуты проблемы Smart-образования для развития Smart-городов и регионов, компьютерные программы и информационные технологии, основанные на Smart-технологиях, Smart-технологий и интеллектуальных образовательных приложений, Smart-университета и Smart-школы (Smart учитель/преподаватель, студент, учебный процесс, учебник), Smart-общества (концепция, понятия, функции, инфраструктура и т.д.), слияния интеллектуальных технологий и серьезных игр (геймификация), Smart-технологий, основанных на мультимедиа, мобильных Smart-технологий, Smart-технологий для повышения качества образования.

Были рассмотрены лучшие практики Smart-обучения, национальные и международные проекты по Smart-образованию и т.д., а также вопросы, связанные с оценкой качества e-Learning и влиянием e-Learning на качество образования [Международная конференция… 2014].

Отечественные исследователи, занимающиеся вопросами Smart Education, В.П. Тихомиров, Н.В. Тихомирова, отмечают, что  электронное обучение имплантировано в структуру цифрового общества и является его центральным, системообразующим элементом. Однако, говоря об электронном обучении, упор делался в основном на технологии. Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач – это все относится к технологиям.

Но что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе Smart Education. Именно оно способно обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды, обеспечит переход от книжного контента к активному.

В чем же заключается основная идея Smart Education? Smart Education, или умное обучение, - это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Примером подобного образования может служить проект следующего десятилетия в европейской системе образования -  Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов от вуза к вузу. Болонский процесс дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая, таким образом, Smart Education system для Европы. Единый европейский университет будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью единого общего репозитария учебных материалов. Ключ к пониманию Smart Education – широкая доступность знаний [Тихомиров, Тихомирова 2012].

Рассуждая о ключевой идеи, положенной в основу технологии обучения и развития – Smart Education остановимся на главных преимуществах Smart-учебного процесса:

– инновационный подход к подаче учебного материала;

– динамический канал общения преподавателя и студента (функции преподавателя распределяются между учебником и тьютором, а  студент является соавтором курса);

– динамическое содержание (обновление материала без необходимости скачивания учебника повторно);

– новые информационные технологии (применение облачных технологий хранения материала и информации об успеваемости студентов (Tin Can API).

Каковы же преимущества Smart-учебного процесса для студентов? Прежде всего, мобильность; расширение технических возможностей; смена парадигмы обучения; поддержка любых образовательных сервисов; выстраивание индивидуального подхода к обучению [Невоструев 2014].        

Использование в учебном процессе идеологии Smart Education требует серьезного педагогического осмысления, внедрения новых педагогических разработок, которые позволят интенсифицировать учебный процесс и повысить его качество. Необходим пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы: увеличение объема самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, рост числа творческих и  исследовательских проектов.

Следует разрабатывать программы комплексного педагогического сопровождения процессов внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную среду вуза по следующим направлениям:

– специфика взаимодействия «студент – преподаватель», «тьютор –студент» и «тьютор – преподаватель» в электронной образовательной среде;

– организация самостоятельной работы студентов с применением средств ИКТ;

– современные ИКТ как средство творческого развития личности учащихся в системе «школа – вуз»);

– использование средств ИКТ при формировании профессиональных компетенций студентов;

– формирование информационной компетентности выпускников вуза;

– использование средств ИКТ в развитии профессиональных компетенций специалистов в системе «вуз – повышение квалификации»;

– возможности электронной образовательной среды в духовно-нравственном развитии обучающихся;

– специфика межкультурной коммуникации в  электронной образовательной среде;

– самореализация студента в образовательном пространстве вуза с использованием средств ИКТ;

–  проектирование электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов для использования в Smart Education [Федулина 2013] .  

Наилучшим образом разобраться в сути  Smart Education нам поможет рассмотрение процесса развития подходов к образованию. Условно его можно разделить на три этапа и рассмотреть в разрезе пяти видений, таких как знания, технологии, преподавание, преподаватель и бизнес:

1 этап – «Вчера» единственным источником знаний для студента был преподаватель, при этом почерпнуть новые знания студент не мог нигде кроме, как в аудитории или в книге, которую ему посоветовал тот же преподаватель. Целью же университетов была подготовка специалистов для индустриального производства.

2 этап – «Сегодня» знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и между студентами, что позволяет создавать новый уровень знаний. В свою очередь активно начинают применяться образовательные технологии и преподаватели могут нести знания не только в аудитории. Бизнесу необходимы специалисты, подготовленные к обществу знаний.

3 этап – «Завтра» главным источником знания для студента станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены  на создание новых знаний. Процесс преподавания будет предполагать движение знаниевых объектов в любых направлениях от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту и т.д. Выпускник будет не просто специалистом в своей области, он сможет вливаться в бизнес-среду в качестве партнера или предпринимателя [Тихомиров, Тихомирова 2012].

Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности слушателя. Smart-образование должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным.

Основными целями Smart Education являются:

– создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования;

– повышение навыков и знаний студента в соответствии с его компетентностной моделью;

– разработка стратегии образования, которая поможет студентам адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира.

К основным признакам Smart Education относятся:

– формирование объединенного реального и виртуального пространства;

– единство профессорско-преподавательского состава, общая  информационно-образовательная среда, индивидуализация образовательных траекторий;

– внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ [Федулина 2013].

В частности, одной из таких образовательных технологий является Smart-учебник. Первый в России Smart-учебник, инновационный образовательный продукт выполнен в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ, г. Москва). В качестве соавтора указанной разработки выступает П. Ю. Невоструев.

Smart-учебник объединяет несколько функций: преподавателя, организатора обучения, кроудсорсинга (практика получения необходимых услуг, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к большим группам людей, особенно – к онлайновому сообществу), экспертного сообщества и практиков [Невоструев 2014].

 Таким образом, постоянно возрастающая роль сети Интернет в мировом образовательном пространстве оказывает существенное влияние на разработку и активное внедрение в практику учебного процесса Smart-технологии: компьютерные программы и информационные технологии, основанные на Smart-технологиях, Smart-технологии и интеллектуальные образовательные приложения, Smart-технологии, основанные на мультимедиа, мобильные Smart-технологии.

Рассматривая сущность такого явления как Smart-образование, мы пришли к выводу, что указанное явление, не столь широко распространённое ещё несколько лет назад, в настоящее время находится под пристальным вниманием отечественных исследователей во время международных конференций и повседневной научно-исследовательской деятельности в рамках образовательного процесса.

Smart-образование призвано объединить специалистов высших учебных заведений с целью организации образовательного процесса в сети Интернет; обеспечения эффективной академической мобильности обучающихся, основанной как на базе уже апробированных, так и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсах.          

Ученые выступают с предложениями создать Smart-города и регионы, Smart-университеты и Smart-школы (Smart учитель/преподаватель, студент, учебный процесс, учебник). Необходимо отметить, что нами были рассмотрены преимущества использования одной из таких инновационных образовательных технологий в практике отечественного образования, а именно Smart-учебник. Проанализировав описание указанной технологии, пришли к заключению, что первый в России Smart-учебник является многофункциональной технологией, объединив в себе функции преподавателя, организатора обучения и кроудсорсинга.

В чем же заключается перспективность Smart-образования для современных студентов? Во – первых, легко управляемый  учебный процесс, максимальное разнообразие мультимедиа, персонализация в выборе учебного курса; во – вторых, создание виртуальной среды, с целью обеспечения максимально высокого уровня образования; разработка компетентностной модели для дальнейшего повышения уровня знаний и навыков обучающихся; адаптация студентов к изменениям, происходящим в мире.

Преимущества для профессорско-преподавательского состава, на наш взгляд, также очевидны: создание единой информационно-образовательной среды; оперативная обратная связь с обучающимися; появление новых образовательных информационных технологий для повышения уровня профессионального мастерства будущих специалистов, в том числе и подготовка к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации на профессиональные темы. 

Литература

1. Международная конференция ELSE 2014 «От электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elseconf.ru.

2. Невоструев П. Ю. СМАРТ учебники в СМАРТ образовании. Новая парадигма контента. Москва, 25 апреля 2014. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slideshare.net/pnevostruev/smart-congress.

3. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Smart-education: новый подход к развитию образования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education.

4. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету. Электронный ресурс. Режим доступа: http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html.

5. Федулина С.Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com. 

Разделы