Сведения об образовательной организации

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Самойленко Г. Л.
Россия, Орловский техникум путей сообщения им. В.А. Лапочкина
samojlenkoleg@yandex.ru

Проблема реализации компетентностного подхода в образовании в сочетании с повышением роли самостоятельной работы студентов позволяет рассматривать самостоятельную работу в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Актуальность указанной выше проблемы в определенной мере обусловлена следующими факторами:

– увеличивающейся долей самостоятельной работы в общем объеме содержания образовательных программ;

– ростом объемов информации профессиональной направленности, вызывающим ограничения возможностей по ее усвоению в рамках аудиторной нагрузки;

– необходимостью совершенствования процесса организации самостоятельной работы студентов в русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке;

– недостаточной разработанностью теоретических основ, а также содержательного и методического аспектов процесса формирования профессиональных компетенций будущих профессионалов средствами самостоятельной работы, отражающих его сущность и возможности совершенствования в условиях современного профессионального образования.

Останавливаясь на сущностной характеристике самостоятельной работы студентов, следует отметить, что понятие "самостоятельная работа", хотя и обрело достаточно прочный статус в дидактике, все же приходится констатировать, что оно по-прежнему является многогранным и неоднозначным по своему определению. Многозначность понятия "самостоятельная работа" объясняется сложностью этого педагогического явления, наличием в нем многих относительно разных сторон, каждая из которых в ракурсе обучения может стать предметом специального изучения. Кроме того, наблюдается отождествление понятий "самостоятельность", "самостоятельная деятельность", "самостоятельная работа", "самостоятельная подготовка", "самообразование" и др.

В понимании педагогов самостоятельная работа является средством организации учебно-познавательной деятельности студентов, осуществляемой без непосредственного участия преподавателя, но на основе опосредованного системного управления ею с его стороны. В процессе ее проведения студенты самостоятельно осуществляют подготовку к предстоящим занятиям и экзаменам, выполняют учебно-познавательные задания с целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Следует иметь в виду, что, как и любой вид учебного труда, самостоятельная работа остается нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности студентов без четкой предварительной формулировки частно-дидактической цели работы, которая должна быть достигнута, и познавательных задач, решаемых в ходе выполнения самостоятельной работы. В свою очередь частно-дидактическая цель и познавательные задачи, которые преподаватель формулирует для каждого конкретного вида и типа самостоятельной работы, должны создавать предпосылки для регуляции умственной активности студентов, вовлечения их в планируемую познавательную деятельность и управления ею.

Из основных форм внеаудиторной самостоятельной работы (СР) студентов следует выделить такие, как индивидуальная, групповая и коллективная, первая из них является приоритетной. Данные формы СР могут применяться автономно и в различном сочетании друг с другом. В условиях индивидуальной СР деятельность каждого студента является сугубо индивидуальной и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом СР по траектории, которая зависит от индивидуальных способностей обучающегося, используемых дидактических средств и множества различных факторов. Данная форма СР характерна для выполнения индивидуальных контрольных заданий, проработки лекционного материала, подготовки рефератов, докладов, сообщений и т.д.

Групповая форма СР предполагает самостоятельную деятельность студентов, объединенных в малые группы, и чаще всего используется при подготовке к семинарским занятиям. Наконец, коллективная форма СР, при которой самостоятельная деятельность студентов подчинена единым дидактическим целям, направлена на общие для всех дидактические задачи, вклад в решение которых за счет коллективной самоорганизации может происходить путем перераспределения функций, действий и объемов выполняемых учебно-познавательных заданий между всеми членами коллектива, объединенного рамками учебной группы.

Высокая продуктивность самостоятельной работы достигается соблюдением со стороны студентов ряда принципов и условий.

К основным принципам относятся:

– принцип сознательности, активности и самостоятельности студентов (определяет позицию и отношение к СР, способствует проявлению инициативы и творчества при изучении учебного материала);

– принцип последовательности и систематичности (определяет логику организации СР, в процессе которой должна выдерживаться регламентированная последовательность с переходом от менее сложного к более сложному, учитываться связь изучения нового с ранее изученным, а также предполагает обязательное планирование СР);

– принцип связи теории с практикой (предполагает, что самостоятельная теоретическая и практическая подготовка должны быть взаимосвязанными, а их сочетание – сбалансированным).

К основным условиям личностно-деятельностной готовности студентов относятся:

– наличие мотивации к усвоению содержания учебного материала;

– рациональное распределение бюджета времени на СР;

– готовность работать в команде;

– информационная готовность, характеризующаяся умением работать с источниками информации, представленными в электронном виде (учебными электронными  изданиями, презентациями и др.);

– способность эффективно работать с литературой.

Останавливаясь на последнем из перечисленных условий, следует отметить, что конспектирование материала, указанного в задании, позволяет лучше осмыслить необходимую информацию и легче ее запомнить. Однако, при этом следует соблюдать правило, в соответствии с которым любое конспектирование не должно превращаться в механическое переписывание материалов источника. Конспект должен представлять собой краткое изложение изучаемого материала. Самыми распространенными формами работы над конспектом являются дополнение отдельных положений, вклеивание листков раздаточного материала, вычерчивание таблиц и схем, выполнение дополнительных расчетов и т. д. Конспект может быть использован при подготовке к занятиям, сдаче экзамена и в дальнейшей профессиональной практической деятельности.

Качество и результативность СР студентов во многом зависят от ее организации. Одним из средств, которое позволит оказать помощь в организации СР, а, следовательно, повысить ее эффективность, являются методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации могут включать несколько разделов. В первом разделе излагаются целевые установки в контексте компетентностного подхода и последовательность прохождения учебной дисциплины, размещается плановая таблица, содержание которой позволяет оценить бюджет времени, выделяемый на изучение дисциплины, его распределение по темам и видам учебных занятий в каждом семестре обучения. Во втором разделе раскрывается структура учебной дисциплины, включающая названия каждой темы, занятий, рассматриваемые учебные вопросы, представляются рекомендации обучающимся по подготовке к каждому виду занятия, а также задания для самостоятельной работы. В третьем разделе раскрывается методический аспект подготовки к различным видам занятий и даются общие рекомендации по организации СР. В приложениях указывается перечень вопросов по учебной дисциплине для подготовки к экзамену (зачету) и список рекомендуемой литературы, работа с которой является основой самостоятельного изучения дисциплины. 

   
Разделы