Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КИРГИЗСКО-РОССИЙСКОГО СЛАВЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КИРГИЗСКО-РОССИЙСКОГО СЛАВЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Захаров Г.А., Горохова Г.И., Филипченко Е Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Киргизская республика, Кыргызско-Российский Славянский университет
gaz41@mail.ru

Мировой опыт медицинского образования свидетельствует о необходимости увеличения количества времени для обучения клинической практике, усиления внимания к приобретению будущими врачами практических навыков. Особую актуальность это приобретает как в условиях реформирования здравоохранения, так и тогда, когда научные знания устаревают и обновляются быстрее, чем успевают усвоиться студентами.

Сегодня в медицинское образование необходимо внедрять новые образовательные концепции и технологии, которые будут способствовать самостоятельности, компетентности, способности к личностному и профессиональному росту, развитию креативного мышления студентов. На нашем факультете преподавание патофизиологии до недавнего времени осуществлялось традиционными методами, тогда как процесс преобразования педагогической системы предполагает внедрение инновационных процессов.

Инновация есть форма управляемого развития, целенаправленного изменения, которое вносит в среду внедрения новые стабильные элементы с целью совершенствования процесса. Инновации при преподавании патологической физиологии были продиктованы как внутренними процессами развития, так и требованиями практического здравоохранения. Многими исследователями наука рассматривается в качестве основного фактора инноваций и прогресса, а научно-исследовательская работа является как важной составляющей в деятельности университета, так и аккредитационным показателем.

В оптимизации преподавания патофизиологии на медицинском факультете Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) большую роль играет лаборатория Экспериментального моделирования патологических процессов (ЭМПП).

Научная тематика лаборатории объединена проблемой «Особенности механизмов развития и течения патологических процессов и стрессовых состояний при гипоксии». Проведение исследований в этой области дало возможность лучше обеспечить усвоение предмета студентами, клиническими ординаторами, интернами и аспирантами.

Открытие в2003 г. этой лаборатории, возглавляемой профессором Г.А. Захаровым, позволило решить проблему преподавания патофизиологии на современном методическом уровне. Вместе с тем, лаборатория является научно-технической базой, где осуществляются патофизиологический, патоморфологические, биохимические, диагностические и гематологические исследования членами студенческого научного кружка, аспирантами и соискателями.

За 10 лет сотрудники лаборатории наладили аппаратурное и методическое обеспечение учебного процесса в соответствии с планами преподавания патофизиологии студентам и клиническим ординаторам. В настоящее время 80% занятий проводится с выполнением экспериментальных работ или их демонстрацией.

На занятиях обучающиеся знакомятся с принципами моделирования таких патологических процессов, как электротравма, ишемический инсульт, гипертрофия сердечной мышцы, повышение внутрибрюшного давления, мелкоочаговые повреждения сердечной мышцы, сахарный диабет, панкреатит и др. Студенты и клинические ординаторы наблюдают влияние на организм некоторых природных воздействий (гипоксии, перегревания). Они узнают о методах диагностики различных заболеваний, изучая электрокардиограмму, электролиты в крови, органах и тканях, показатели внешнего дыхания и свертывания крови, цитологический материал. Они на практике осваивают скрининг-методы диагностики сахарного диабета и других заболеваний. Некоторые виды типичных патологических процессов и нозологических единиц (воспаление, аллергия, ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др.) иллюстрируются на занятиях интересными слайдами и фильмами, играющими большую роль в освоении предмета.

При лаборатории функционирует студенческий кружок по патологической физиологии. Члены кружка под руководством опытных преподавателей занимаются созданием обучающих фильмов, демонстрирующих моделирование патологического процесса на животных. Так были сняты фильмы «Опыт Конгейма», «Моделирование гипогликемической комы», «Моделирование лихорадки у крыс с помощью пирогенала», «Влияние электрического тока на организм», «Феномен Артюса», удачно дополняющие теоретический материал. На эти демонстрационные материалы оформлены акты внедрения.

Благодаря средствам, выделенным ректором КРСУ на студенческую науку, в2004 г. кружковцами под руководством опытных наставников, впервые были выполнены экспедиционные исследования на высокогорной базе (перевал Туя-Ашу,3200 мнад уровнем моря). Они изучали влияние высокогорья на функцию сердечно-сосудистой системы, свертывание крови и электролитный обмен при мелкоочаговом повреждении миокарда.

Летом2006 г. наши студенты занимались моделирование острой ишемии мозга у крыс в условиях высокогорья. В июне-августе2007 г. были выполнены исследования на животных по фармакологической коррекции экспериментальной гипертрофии миокарда в горах. В 2010-2013 гг. студенты участвовали в выполнении тем, выполненных аспирантами «Влияние алкоголя на организм в условиях высокогорий», «Течение сахарного диабета на фоне ишемии мозга» и др.

Печатные работы участников кружка можно найти не только в ежегодных сборниках медицинского факультета КРСУ, но и в изданиях ВУЗов России (таблица 1). Они неоднократно выступали с докладами на конференциях студентов и молодых ученых в КРСУ и Кыргызском Национальном университете, где были награждены дипломами и грамотами.

Таблица1 -  Опубликованные студенческие работы в 2004-2013 годах

года

КРСУ, Бишкек

РУДН, Москва

Санкт-Петербургский госуниверситет

Другие печатные издания

всего

2004

3

2

-

-

5

2005

3

2

-

1

6

2006

5

-

-

-

5

2007

6

-

3

-

9

2008

7

3

2

2

14

2009

8

2

-

2

12

2010

9

2

-

4

15

2011

11

-

-

4

15

2012

13

-

-

4

17

2013

14

-

-

5

19

На базе лаборатории ведутся и научные разработки. В 2003-2013 годах выполнены и защищены диссертации соискателями: Убашевой Ч.А., Волковичем О.В., Абдумаликовой И., аспирантами Фудашкиным А.А., Короткевич И.Г., Курамаевой У., Филипченко Е.Г., Петровым В.М., Корнеевой А., готовятся к защите 2 докторские и 1 кандидатская диссертация.

За прошедший десятилетний период сотрудниками лаборатории выпущены: 7 монографий, 2 методических и 1 учебное пособие. Опубликовано более 200 статей в таких журналах как: «Авиационная и космическая медицина», «Клиническая патофизиология», «Физиологический журнал Украины», «Наука и новые технологии», «Известия АН КР», «Вестник КРСУ», «Хирургия, морфология, лимфология», «Медицина Кыргызстана» и др.

За успешную работу сотрудники лаборатории награждены Грамотами и Дипломами Министерства образования и науки КР, Министерства здравоохранения КР, ректоратом КРСУ.

Таким образом, лаборатория ЭМПП сегодня – это мощная структура медицинского факультета университета, которая помогает выполнять ряд важных образовательных и воспитательных функций. Ее сотрудники добросовестно работают со студентами, своими учениками, щедро передают им знания и опыт. Они формируют у своих подопечных требовательность к себе, ответственность, умение профессионально мыслить, планировать научную деятельность, анализировать и обобщать результаты, писать тезисы, статьи, диссертации.

Приведенные сведения свидетельствуют о необходимости создания такого типа лабораторий или структурных подразделений при кафедрах, на которых преподается патологическая физиология.

   
Разделы