Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ 

Бреднева Н.А.
Россия, Липецкий государственный педагогический университет
nadezda@lipetsk.ru

Сегодня неоспоримым фактом является повышение значимости образования и, особенно, самообразования как необходимого условия адаптации и конкурентоспособности личности на рынке труда. Задачи по развитию мобильности, расширения возможностей человека в образовательной и самообразовательной сферах становятся первоочередными направлениями научной, образовательной и социальной политики европейских государств, подписавших «Болонское соглашение». Данное явление показывает высокую общественную ценность образования и самообразования, потребность государства в усовершенствовании системы образования и создания необходимых условий для самообразовательной деятельности граждан.

Бесспорно, что самообразование является важным фактором самосоздания, самосовершенствования личности в профессиональной и вне профессиональной сферах. Оно имеет высокую индивидуальную и общественную ценность.

Высшая школа играет решающую роль в развитии навыков самообразования. Именно здесь совершенствуются навыки самостоятельной познавательной деятельности, которые в дальнейшем позволят выпускникам адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда, быть мобильными, конкурентоспособными работниками.

В сложившихся условиях перед преподавателями вузов встает задача создания и внедрения в педагогическую практику новых, более совершенных методов обучения, активизирующих самостоятельную умственную деятельность студентов. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у        будущих выпускников умений самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и развитие навыков самостоятельного умственного труда.

Это важно и по той причине, что знания имеют тенденцию к устареванию, требуют постоянного обновления. Где же выход? Выход состоит в решении задачи – научить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации без помощи преподавателя, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Самообразование – это самостоятельное образование, приобретение знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.д., предполагающее личный интерес обучающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала. Кроме того, самообразование является средством самовоспитания, так как способствует выработке таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.

Самообразование рассматривается в двух аспектах: в узком смысле - как «самообучение», и в широком - как «самосозидание» (создание себя).

В качестве метода, стимулирующего самообразование студентов, мы предлагаем использовать метод проектов в условиях междисциплинарной интеграции. Данный вид работы  предполагает определенный набор учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Данный прием предполагает творческую деятельность, направленную на достижение определенного результата (создание проекта), имеющую целью формирование интереса и мотивации к исследуемой проблеме, самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, а также развитие творческих способностей и личностных качеств обучаемых, необходимых для успешной самореализации.

Разновидностью метода проектов является мультимедийный проект.

Данный вид предполагает активное использование мультимедийных технологий для достижения поставленной цели.

Мы предлагаем использовать проектную деятельность в ходе интеграции 3-х дисциплин (иностранный язык (на неязыковых факультетах) – специальность – информационные технологии). По нашему мнению, такая трехуровневая интеграция расширяет содержание образования, делает его более насыщенным и целостным, активизирует познавательную деятельность студентов, формирует интегрированное профессиональное мышление.

Студентам дается задание – создать мультимедийный проект на иностранном языке на тему, связанную с их будущей профессиональной деятельностью. На факультете дошкольного образования студенты создают проекты на темы: «Детский сад будущего», «Моя будущая профессия -  воспитатель детского сада» и т.д.). На факультете музыкального образования – «Мое любимое музыкальное произведение», «Мой любимый композитор».

Работая над созданием проекта, студент приобретает самостоятельность мышления. Он учится самостоятельно получать информацию, выделять главное, анализировать, принимать решения, брать на себя ответственность за исполнение проекта.

Большую роль здесь играет самостоятельная познавательная деятельность, которая активизирует мыслительные процессы, помогает творческому самовыражению студентов.

При организации проектной деятельности происходит смещение акцентов - преподаватель - студент. Проектант становится активным участником учебного процесса. Он проявляет инициативу, познавательную и творческую активность, самостоятельность в решении проблем. Преподаватель выступает в роли пассивного руководителя процесса. Он оказывает помощь проектантам тогда, когда это необходимо, создает условия для успешной проектной деятельности, субъектом которой является студент. Он приобретает личностный опыт, который становится продуктом его саморазвития, а не влияния извне. Студент выступает как творец, организатор своего образования.

Презентация проектов осуществляется на конференции. Студенты поэтапно раскрывают тему на иностранном языке, сопровождая устный рассказ слайдами, рассказывают о процессе создания проекта, о литературе, которой пользовались, о проблемах, с которыми столкнулись. После презентации проектанты отвечают на вопросы, демонстрируя полученные знания.

Во время дискуссии студенты высказывают свое мнение по поводу проекта, высвечивая его положительные и отрицательные стороны. Преподаватель является организатором дискуссии. Он побуждает группу к конструктивному участию в решении проблемы, задает стимулирующие вопросы, подводит итоги.

Из числа преподавателей назначается экспертная комиссия, которая оценивает проект по  следующим параметрам:

- качество информации (оригинальность, проблемность, новизна);

- степень раскрытия темы;

- содержательность проекта;

- иноязычная грамотность;

 - умение четко и аргументированно отвечать на вопросы;

- степень креативности проекта;

- эстетика оформления слайдов;

- качество презентации;

- успешная защита.

Каждый критерий оценивается по 5-ти балльной шкале, затем баллы складываются и выставляется общая сумма баллов за проект. После обсуждения устраивается конкурс на самый лучший мультимедийный проект.

Наблюдения показали, что в результате работы над проектом студенты самостоятельно приобретают следующие умения и навыки

в области иноязычной деятельности:

  • чтения и перевода аутентичного текста по специальности;
  • монологической, диалогической речи;
  • аудирования;
  • построения высказывания на иностранном языке;
  • знакомство с иноязычными профессиональными сайтами;
  • овладение профессиональной иноязычной лексикой;
  • формирование опыта иноязычного самообразования;

- в области профессиональной деятельности:

  • самостоятельное приобретение знаний по специальности;
  • повышение уровня профессиональной мотивации, культуры;
  • развитие профессионального мышления;
  • расширение профессионального кругозора;
  • знакомство с профессиональными сайтами;

 - в области информационных технологий:

  • владение поисковыми системами (rambler, google, yandex) для получения и обработки информации;
  • владение программами Power Point, Corel Draw, Adobe Photoshop, Microsoft Publisher для создания презентаций;
  • умение создавать презентации;
  • освоение графических редакторов (Photoshop, Coreldraw);
  • навыки работы со сканером и соответствующим программным обеспечением (Fine Reader).

В результате работы над проектом у студентов также наблюдаются изменения в личностном плане:

  • овладение способами саморазвития и самообразования;
  •  приобретение и развитие личностных качеств – активности, инициативности, ответственности, стремления к самореализации, толерантности;
  • формирование умения работать в группе, приходить к согласию, разрешать конфликты.

Эксперимент по внедрению в учебный процесс данного метода показал, что в ходе создания проекта у студентов формируются следующие умения и навыки, необходимые для будущей успешной профессиональной деятельности:

- проектировать, планировать профессиональную деятельность;

- ориентироваться в быстроменяющемся потоке информации;

- работать с информацией – анализировать, синтезировать, выделять главное;

- самостоятельно повышать свой профессиональный и культурный уровень;

- расширять профессиональный кругозор;

- самообучаться, самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться.

Кроме того, у студентов наблюдается развитие интереса к иностранному языку как способу овладения будущей профессией, а также повышение уровня общей и профессиональной культуры.

Экспериментальные исследования показали, что используемый нами метод  междисциплинарных проектов обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения: он развивает креативные способности студентов, дает навыки работы в сотрудничестве, расширяет профессиональный кругозор, помогает самостоятельно повышать уровень иноязычной, профессиональной, информационно-технологической компетенций, развивает рефлексивные способности.

Данный вид работы позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, их творческую работу, способствует приобретению умений и навыков, опыта креативной деятельности в процессе индивидуального и группового самообразования.

Все вышесказанное приводит нас к выводу о том, что именно проектная деятельность в условиях междисциплинарной интеграции является эффективным средством самообразования студентов, которое не только позволяет самостоятельно приобрести новые знания, умения, навыки, но и помогает развить личностные качества, необходимые для будущей успешной профессиональной деятельности. Обладая навыками самообучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования, приобретенными в ходе работы над проектом, выпускник, несомненно, будет конкурентоспособен и востребован на рынке труда. 

   
Разделы