Сведения об образовательной организации

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Прокудин Ю.П., Свешникова Л.И., Корнеева Л.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru
МАОУ СОШ №36 г. Тамбова
tschool36@yandex.ru 

Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «Здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Для общеобразовательного учреждения любого типа  возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение физического, психического и нравственного здоровья его  участников, создание безопасных условий их жизнедеятельности.

Организация здоровьесберегающей среды, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова осуществляется на основе интегрированного и исследовательского подхода к реализации разработанной системы по сохранению здоровья обучающихся. Он обеспечен нормативно-правовой базой, включающей программу «Здоровье школьника», Положениями о школе здоровья и ее совете и школьном оздоровительно-реабилитационном центре.

Разработанная модель «Школы здоровья» направлена на активизацию деятельности всего педагогического коллектива в решении задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся с помощью здоровьесберегающих технологий, создании оптимальных условий для здоровьесберегающей деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), повышении активности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечении совместного сотрудничества с представителями различных служб и ведомств в здоровьесберегающей деятельности школы.  

Цели по организации здоровьесберегающей среды определяются на основе анализа полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, неблагоприятных для него факторах в социуме и использования достижений современной педагогической науки и практики. Соблюдаемый режим учебы и отдыха школьников и учителей, созданные условия для научных основ школьного курса обеспечивают высокую работоспособность и активность обучающихся как во время учебных занятий, так и во внеурочное время, что способствует исключению фактов их  утомления и переутомления.

МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова выступает как единое образовательное пространство, где активно  взаимодействуют педагоги, дети и их родители.  Приказом Управления образования и науки Тамбовской области школа является областной экспериментальной площадкой по проблеме: «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».

Опытно-экспериментальная работа позволяет комплексно осуществлять учебно-воспитательный процесс, реализовывать модель «Школы здоровья», накапливать значительный научно-методический потенциал, вырабатывать и совершенствовать критерии эффективности и намечать дальнейшие пути развития.

В целях распространения инновационных методик, технологий, образцов проектного менеджмента школе присвоен статус лаборатории  инновационного развития, в рамках которой работает постоянно действующий семинар «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях развития школы». Открыта стажерская площадка по повышению профессионального мастерства педагогических кадров: «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни».  

Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс систематически проводятся конкретно направленные тематические педагогические советы, семинарские занятия, методические недели.

Высокую результативность в повышении методической и профессиональной подготовки работников образования имели следующие формы здоровьесберегающих технологий: «Урок – средство формирования информационной грамотности школьников» (методическая неделя); «Школьный оздоровительный центр как средство сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса», «Повышение качества образования и мотивации к здоровому образу жизни на основе деятельностного подхода» (научно-практические семинары); «Результаты реализации проекта «Новая модель организации школьного питания», «Школа здоровья», «Менеджер школьного питания» (межрегиональные семинары);«Здоровьсберегающие технологии в начальной школе» (областной семинар); «Здоровьесберегающая педагогика в организации детского питания» (семинар-конференция ); «Здоровый образ жизни» (научно-практическая конференция по ступеням развития) и другие.

Реализации задач Программы развития «Школы здоровья» способствуют традиционно проводимые Дни диагностики и коррекции по имеющимся проблемам, в которых  принимают участие члены школьного управляющего совета, ученического самоуправления, классных родительских комитетов. Наиболее актуальными из них - «Профилактика инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Путь к здоровью», «Здоровым быть модно»; тематические круглые столы регионального и муниципального уровней «Организация работы по обеспечению здорового питания  детей в образовательных учреждениях», «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях модернизации образования» и др.

В целях укрепления здоровья и охвата обучающихся   систематическими занятиями физической культурой и спортом, повышения их двигательной активности в школе ежемесячно проводятся Дни и Недели здоровья, спортивно-массовые мероприятия в рамках ассоциации «Спортивные надежды» и  месячников «За здоровый образ жизни!».

Учебно-воспитательный процесс организуется с учётом требований нормативных документов, регулирующих работу школы, каждую четверть проводятся смотры предметных кабинетов. Учителями правильно определяется время включения искусственных источников света и режим проветривания классных комнат. В школе и в классных аудиториях силами обслуживающего персонала, обучающихся и учителей поддерживается санитарное состояние в соответствии с установленными нормативами.

Рациональная организация урока - составная часть формирования здоровьесберегающей среды, имеющая исключительную значимость. Именно от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий его проведения в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Рациональная организация урока отслеживается по определённым гигиеническим критериям. Например, анализируя посещаемые уроки, администрация школы обращает внимание на то, как учитель решает вопросы психогигиены: насколько гармонично психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как ведется профилактика чрезмерного умственного напряжения обучающихся, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций и т.д.

По разработанной инструкции диагностируется проблема сохранения здоровья детей в процессе проведения урока. Инструкция оценки урока по здоровьесберегающим позициям включает следующие вопросы и соответствующие баллы по ним:

1. Степень трудности предмета учтена при  составлении расписания

Да

Нет

1

0

2. Режим проветривания соблюдается

Да

Нет

1

0

3. Температурный режим соблюдается

Да

Нет

1

0

4. Продолжительность урока соответствует возрасту

Да

Нет

1

0

5. Физкультурные паузы

Есть

Нет

1

0

6.Стиль общения

Авторитарный

Либеральный

Демократичный

0

0

1

7. Психотравмирующие ситуации на уроке

Есть

Нет

0

1

8. Позиция учителя

Взрослый

Родитель

Ребенок

1

0

0

9. Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

Отмечена усталость

1

0

10. Положительный эмоциональный настой

Да

Нет

1

0

Оценка результатов:

7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;

4-6 баллов – средний уровень;

0-3 балла – низкий уровень.

Работоспособность обучающихся проверяется с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50% обучающихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня).

Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики  цветописи (1 балл, если более 60% обучающихся свое настроение оценивают как положительное).

Критериями удачного, с точки зрения сохранения здоровья учеников урока, нами определены:

• отсутствие усталости у детей и учителя;

• положительный эмоциональный настрой;

• удовлетворение от сделанной работы и желание ее продолжать.

Предлагаемый подход не исчерпывает здесь всех нюансов, но позволяет учителю, администрации оценить реальную форму здоровьесберегающих технологий, а именно, как решается проблема сохранения здоровья детей на уроке. Обязательное требование - это соблюдение учителем соответствия содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям обучающихся.

Проектная деятельность в области здоровьесбережения является методом обучения, который используется в формировании культуры здоровья и навыков здорового образа жизни, ориентированным на достижение поставленных целей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Главное внимание справедливо уделяется рациональному  составлению расписания занятий. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью обучающихся на протяжении учебного дня и недели и  с учетом СанПин 2.4.2-1178-02, утвержденных Роспотребнадзором.  Также используется таблица известного педагога Н.Т. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. 

Школьное расписание утверждается Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и  директором школы. Учебная нагрузка на каждый класс соответствует учебному плану. Недельная динамика изменения работоспособности в 5-11 классах, как показала практика, характеризуется тем, что среда и четверг – дни оптимальной нагрузки по шкале трудности предметов. В четверг работоспособность падает. Сдвоенные уроки допускаются только в 10-11 классах по основным и профильным предметам.

Анализ учебной нагрузки по параллелям подтверждает рациональность разработанной организации учебно-воспитательного процесса. Каждый учебный год проводится экспертиза расписания и состояния учебных кабинетов.

Организация учебных занятий по 6-дневной учебной неделе осуществляется в две смены. Продолжительность уроков 45 минут, перемены между уроками 10 минут, большие перемены 20 минут, промежуток между сменами 45 минут. Для обучающихся первых классов предусмотрена дополнительная неделя каникул. Учебные занятия начинаются в 8 часов утра.  В первую смену учатся 1-4,8,9,10,11 классы;  во вторую смену- 5,6,7 классы.

Главное, что приобрела школа за последние годы – это стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В учебном плане  за 2013-2014  учебный год количество часов, отведённых на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, осталось стабильным по сравнению с предыдущим. Сохраняются элективные предметы: «Младшая медицинская сестра», «Аварийно-спасательное дело»,  «Медицинская подготовка» - 11-е классы; факультативы:  «Валеология», «Юный натуралист» - 8-е классы.

В МАОУ СОШ № 36 традиционно функционируют профильные классы: химико-биологический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный (кадетский класс спасателей). Большое внимание уделяется обеспечению условий безопасности участников образовательного процесса, чему способствует выполнение плана комплексных мероприятий МАОУ СОШ № 36: школа полностью оборудована автоматической пожарной сигнализацией, установлены круглосуточная тревожная кнопка и видеонаблюдение. Создан и активно работает штаб по повышению уровня безопасности, которым разработана Памятка по методике подготовки и проведения плана эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, утвержден график тренировок по эвакуации обучающихся, персонала  и материальных ценностей из здания школы. Ежемесячно членами штаба проводятся теоретические и практические занятия по обучению педагогических работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях.

В школе разработан и реализуется план по пропаганде здорового питания. Разработан и контролируется администрацией порядок приёма учащимися пищи, осуществляемый строго по графику.

Реализация диагностирующих программ способствует привлечению внимания школьников к проблеме своего здоровья, учету индивидуальных способностей и возможностей, что является неотъемлемой частью воспитания культуры здоровья. Результаты мониторинга позволяют оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов. 

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном учреждении, позволяют эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования - формирование здорового образа жизни обучающихся. Мы считаем, что реализация в жизнь идеи здоровьесбережения поможет учащимся школы более успешно адаптироваться в социуме, научиться грамотно определять вектор своего профессионального и личностного развития.

   
Разделы