Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА  ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Митрофанов Д.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
mitrofanovd@mail.ru

Современное образование, общество, все сферы жизни людей невозможно представить без использования информационных технологий. Информационные технологии сегодня являются эффективным средством усиления интеллекта и развития творческих способностей человека. Они вносят в процесс получения современного образования инновационные методы обучения, которые позволяют развивать личность и профессионализм будущих специалистов, формировать кадровый потенциал, который так необходим в современном мире, способный быстро принимать сложные и многозадачные решения не только в обычных, но и в стрессовых условиях, особенно в военное время.

Информационные технологии - это процессы, использующие совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения ее нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологий обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Б.С. Гершунский, Д.В. Зарецкий, Е.В. Зворыгин, Т.Б. Казиахмедов, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, В.М. Монахов, С. Пейперт, Ю.А. Первин, Б. Сендов, Б. Хантер, В.Ф. Шолохович и др.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

В рамках поведенческой теории личности, известной под названием - «наученческая», главный тезис которой гласит, что наша личность является продуктом научения, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль (деятельностная теория).

Объединяя поведенческую и деятельностную теории можно сделать вывод, что личность - это сознательный субъект, который приобрел определенное положение в обществе в результате получения социальных навыков и условных рефлексов, обладающий системой ценностей и выполняющий полезную роль в обществе.

Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.

В настоящее время применение информационных технологий получило широкое распространение не только в гражданской, но и в военной сфере. Информационные технологии из средства управления техникой и войсками в военной сфере превратились в мощное средство воздействия на действующего или потенциального противника.

По мнению С.И. Орлова традиционное дидактическое обеспечение уже не позволяет адекватно отразить особенности и специфику предстоящей профессиональной деятельности офицера, что требует применение дополнительного специального обеспечения для его подготовки.

С помощью применения информационных технологий решаются следующие дидактические задачи:

- повышение уровня организации преподавания, увеличение уровня индивидуального обучения;

- повышение продуктивности обучающихся в процессе самоподготовки;

- индивидуализация работы преподавателя;

- уменьшение времени издания передовых технологий и доступа к достижениям педагогической науки;

- усиление мотивации к обучению;

- мотивация процесса обучения, привлечение обучающихся к научной деятельности;

- обеспечение гибкости процесса обучения.

Правильное применение и использование информационных технологий зависит от уровня и качества полученных знаний в учебном заведении, начиная от школьной скамьи, где закладываются основы основ, до высшего профессионального учебного заведения.  Грамотные специалисты в военной области готовятся в высших военных заведениях страны. Таким образом, организация инновационного образовательного процесса с применением современных технологий в образовании, который основывался бы на функции развития у курсанта военного учебного заведения, как личности, способности правильно мыслить, принимать решения - одно из главных условий, которое соответствует современным тенденциям времени и интересам специфической, повседневной, профессиональной деятельности будущих военных специалистов.

Процесс применения информационных технологий для обучения курсантов военного учебного заведения характеризуется следующими закономерностями:

- зависимость цели использования информационных технологий от их содержания;

- зависимость качества обучения от применяемых информационных технологий;

- уровень взаимодействия информационных технологий и различных психических процессов: ощущения, восприятия и переработки информации; соответствие характера информационно-технологических средств поставленной педагогической задачи; взаимосвязь применяемых информационно-технологических средств с войсковой практикой и опытом курсантов и др.

Для качественного решения выделенных задач следует руководствоваться следующими принципами: коммуникативность, модульность, открытость, системность, стандартизация и функциональность.

Информационно-технического обеспечение обучения курсантов военных вузов обеспечивают наглядные, проблемные, проблемно-деятельностные, интерактивные методы, программированного обучения, математического моделирования и др. К средствам информационно-технического обеспечения обучения курсантов военных вузов можно отнести: электронно-вычислительную технику, применяемую в образовательном процессе; устройства ввода-вывода информации; программные продукты; дидактические комплексы; программно-методические комплексы и др.

Такой подход к организации учебного процесса в военном учебном заведении позволит уже в процессе обучения формировать у будущего офицера вооруженных сил ряд личных качеств, навыков и умений:

- эффективно выбирать и применять информационные системы и технологии;

- использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной профессиональной деятельности и жизни;

- использовать специализированные информационные технологии и инструменты для работы;

- быстро адаптироваться к изменениям инфраструктуры технологий.

При использовании информационных технологий на всех видах занятий повышается мотивация обучения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. В.А. Сухомлинский в своих трудах писал: «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей, невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива».

В результате освоения инновационных технологий у курсантов военных вузов будут развиваться и навыки специалиста в области информационных технологий, а также уровень специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

- исследовать, развивать и совершенствовать инструменты информационных технологий;

- консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе информационных технологий;

- обеспечивать работу, администрирование и поддержку, производить сервисные услуги при применении информационных технологий, необходимых для создания, использования по применению и поддержанию в постоянной боевой готовности высокотехнологических средств Вооруженных Сил Российской Федерации.

Именно образовательная среда высшего учебного заведения, в том числе и военного, должна быть направлена на развитие личностно-профессиональных качеств, которые сформируют, в будущем, из субъекта профессиональной деятельности настоящего специалиста в своей области деятельности.

К таким качествам мы относим:

- информационно-технологическая компетентность;

- информационная грамотность;

- информационная культура;

- профессиональная компетентность;

- коммуникабельность;

- целеустремленность;

- нравственная ответственность;

- оперативность в принятии решений;

- творческая отношение к делу и др.

Особое внимание в развитии личностных и профессиональных качеств с использованием информационных технологий следует обратить на информационно-технологическую компетентность, при формировании которой необходимо использовать следующие стратегии решения задач:        

 - проблемный подход;

- определение информационных нужд;

- тактика сбора информации;

- умение работать с источниками информации;

- умение синтезировать информацию, получаемую из разных источников;

- творческий подход к решению задач;

- креативность мышления.

Таким образом, использование информационных технологий оказывают особое влияние как на личностное, так и профессиональное развитие будущего офицера Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом необходимо учитывать эффективность как традиционных, так и инновационных способов воспитания.

Личностное и профессиональное развитие будущего офицера в условиях информатизации общества во многом определяется тем, как личность будет реализовывать свою потребность в информации, какими источниками информации будет пользоваться при этом, чем будут мотивироваться информационные потребности, какое качественное изменение претерпит ценностная система, выступающая основным критерием отбора информации, на базе которой будет происходить ее саморазвитие и самосовершенствование.

   
Разделы