ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Сигов П.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
sigovpaul@mail.ru
В настоящее время российская система образования претерпевает огромные изменения. Это связано как с заменой устаревших учебных программ, так и с интеграцией российской системы образования в международную. Для такой серьезной перестройки требуются существенные изменения в самом образовательном процессе, в теории его проведения и практическом подходе к передаче и усвоению знаний.
При использовании личностно-ориентированного и компетентностного подходов как методологических оснований построения процесса обучения в вузе, именно обучаемый, а не педагог, становится ключевой фигурой данного процесса. В связи с этим необходимо расширение средств обучения, используемых в образовательном процессе вуза.
А.В.Рожко приводит следующую классификацию средств обучения:
-учебники и учебные пособия на печатной основе;
-средства наглядности;
-вспомогательные средства учебного процесса;
-средства осуществления практических действий;
-технические средства обучения (ТСО).
Как мы видим, в данной классификации представлены как традиционные, так и новые средства обучения (в разделе ТСО).
С некоторых пор нельзя отделить друг от друга образование и информационные технологии, тем более что именно они на данный момент являются одним из ключевых инструментов передачи знаний. Интерактивные средства обучения являются частью большого сектора информационных технологий, они позволяют мотивировать и вовлечь современного студента в учебный процесс, сделать это без рутины и свести к минимуму поток формальной информации.
Главная задача использования интерактивных средств обучения -ускорить процесс понимания учебного материала учащимся. Интерактивные средства обучения это, в первую очередь, живой обмен информацией между обучаемым и информационной системой. Такая организация работы позволяет осуществлять регистрацию, сбор, накопление, хранение и обработку данных, полученных как от преподавателя, так и от студента. При этом отсутствуют ограничения на информационный контент: он может быть представлен в любой форме - визуальной, аудиальной, текстовой. Так же решается проблема передачи большого количества информации, ведь современные информационные системы позволяют хранить огромное количество данных.
О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа используют в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
Список интерактивных средств, которыми могут использоваться в вузах в настоящее время, достаточно широк:
- интерактивные доски,
-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- образовательные ресурсы Интернета,
- видео и аудиотехника,
- интерактивные конференции и конкурсы,
- материалы для дистанционного обучения,
- научно-исследовательские работы и проекты.
- дистанционное обучение.
Данные интерактивные средства обучения дают современному студенту возможность в реальном времени принимать участие в олимпиадах, тестах, викторинах, вебинарах. Учащийся не ограничен в каналах информации, лишь «по клику» студент может получить доступ к любым необходимым материалам.
Отдельно хотелось бы отметить два наиболее стремительно развивающихся направления в обучении - это дистанционное обучение через сеть интернет и электронные книги, адаптированные для современных планшетных компьютеров.
Использование ресурсов сети интернет - очень удобный способ заинтересовать студента, ведь вся необходимая информация актуальна на текущий момент. Статичные данные книг и учебников не всегда смогут предоставить достоверные сведения, ведь многие издания вышли одно, два, а иногда и три десятилетия назад. Конечно, дистанционное обучение далеко не всегда может заменить настоящего преподавателя в аудитории, но зато с его помощью можно пройти практический курс или прослушать курс лекций от ведущих профессоров любого университета, в том числе и из зарубежных ВУЗов.
При использовании дистанционного обучения можно составлять для себя индивидуальный план подготовки, курсы лекций можно слушать в любое удобное время, как и выполнять практические задания. Можно договориться с преподавателем и получить консультацию дистанционно, не выходя из дома. Такой вид обучения дает возможность получения дополнительных навыков как студентам, желающим приобрести или закрепить знания в интересующих областях, так и людям, уже имеющим практический опыт работы, но у которых нет возможности посещать занятия в силу различных причин.
Для рационального использования образовательного потенциала дистанционного обучения в практике высшего образования развиваются образовательные интернет-площадки, создаются тематические интернет-вузы.
Говоря об электронных учебниках, стоит отметить в первую очередь их мобильность и доступность. При внесении изменений в материал предметной области в электронных учебниках достаточно просто «обновиться», что не получится с печатным изданием. Один планшетный компьютер может вмещать в себя сотни и тысячи учебников, иметь встроенный функционал тестирования, содержать примеры и задачи. В более поздних версиях электронных учебников студенты могут делать заметки, отправлять их друзьям и коллегам на e-mail, в социальные сети или добавлять себе в закладки. Преподавателю гораздо проще заинтересовать студента таким учебником, чем статическим печатным.
Использование именно таких нестандартных интерактивных средств обучения в вузе позволяет решать одну из наиболее важных проблем - вовлечение студента в образовательный процесс. Они позволяют улучшить качество и эффективность подготовки современного специалиста, осуществить дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.