О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ВУЗОВСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
Чувашов А.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
dcv@front.ru
Методическое пособие (от др.-греч. ??????? — путь исследования или познания, и от др.-русск. пособлять - содействие кому-либо, чему-либо, помощь, поддержка) - разновидность учебного издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты занятий, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь преподавателям и учащимся.
Необходимость создания ВУЗом собственных методических пособий диктуется наличием большого разнообразия учебной литературы, разнообразия качества и манеры изложения материала, а также недостатком учебной литературы для учащихся, не владеющих русским языком, но в первую очередь данная необходимость диктуется важностью создания и развития собственной школы, собственного лица, узнаваемости, индивидуальности ВУЗа, что говорит о качестве самого ВУЗа и специалистов подготавливаемых данным учебным заведением.
В соответствии с вышесказанным определяются следующие цели создания методических пособий:
Социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
Компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;
- извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
- развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;
- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Руководствуясь этими целями кафедрой патологии ТГУ им. Г.Р. Державина было создано учебно-методическое пособие «НЕКОТОРЫЕ ПАРАКЛИНИЧЕКСИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ», которое включает широкий спектр параклинических исследований человека, как в состоянии нормы, так и при некоторых патологических процессах, что, несомненно, является хорошим подспорьем в изучении, и наглядном представлении течения и отражения определенных патологических процессов. Так же данное пособие содержит показатели параклинических исследований в педиатрической практике.
Отдельного внимания заслуживает глава «Физиологические и морфологические параметры» и глава «Радионуклидные исследования». Функциональность данного пособия расширяет таблица коэффициентов пересчета лабораторных показателей в международную систему единиц (СИ). Особенностью, даже можно сказать, уникальностью рассматриваемого пособия является довольно удачная попытка объединить и систематизировать показатели параклинических исследований человека в состоянии нормы и патологии, что получилось сделать достаточно емко и лаконично, и позволяет легко ориентироваться в изложенном материале. Все выше сказанное позволяет рекомендовать данное пособие к изучению и использованию не только студентам медицинских ВУЗов, но и практикующим врачам.
Составляйте методические пособия, развивайте свою школу, воспитывайте своих учеников, внесите свою лепту в развитие родного ВУЗа.