Сведения об образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)

Кузнецова М.Б., Локтев А.И., Локтева Р.В., Стул Т.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
patolog_tgu@mail.ru

Образовательный процесс на современном этапе основан на принципах не простого усвоения студентами знаний, а овладения ими умениями самостоятельной работы, которая является важной и обязательной составляющей учебного процесса. Такая перенаправленность учебного процесса меняет в определённой степени содержание и формы обучения.

Одной из отличительных особенностей медицинского образования является не только формирование целостной системы знаний, практических умений и навыков, но и формирование клинического мышления, а также умения самостоятельно «добывать» знания. Как известно, сегодня медицина является динамичной и быстро развивающейся областью, где информация быстро создается, накапливается и устаревает.

 Качество образовательного процесса в целом и самостоятельной работы студентов, в частности, во многом определяется содержанием и уровнем его учебно-методического обеспечения. Методическое обеспечение самостоятельной работы  на занятиях по патологической анатомии предусматривает:

  • перечень тематики самостоятельного изучения,
  • наличие учебной, научной и справочной литературы по изучаемым темам,
  • формулировку задач и целей самостоятельной работы,
  • наличие инструкций и методических указаний.

Комплексное методическое обеспечение учебного процесса является  необходимым условием успешного достижения целей обучения, студенту должно быть предоставлено достаточное количество учебных пособий и учебно-методических рекомендаций.

Учебные пособия выполняют не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции и состоят из нескольких частей. Одна часть включает информационный материал, составленный в соответствии с учебной программой дисциплины. Другая часть содержит вопросы, ситуационные задачи, индивидуальные задания и т.п. Работа с этой частью не предполагает усвоения новых знаний, но позволяет студенту корректировать и применять ранее полученные знания. Третья часть пособия – комментарии и ответы на поставленные в предыдущей части вопросы, что даёт возможность осмыслить ошибки и самостоятельно их устранить. Преподавание  патологической анатомии неразрывно связано с широким использованием многочисленных иллюстративных материалов: макро- и микропрепаратов, фотографий, рисунков, что также должно найти отражение в учебно-методических материалах.

Учебные пособия указанной структуры должны органически включаться в образовательный процесс, определяя различные формы самостоятельной работы студента. Теоретическая и практическая значимость такой интегрированной методической литературы несомненна, т.к. сам преподаватель подбирает нужный ему материал, соответствующий учебной программе и уровню подготовки и знаний учащихся. 

Контролируемая самостоятельная работа (КСР) является способом активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. КСР должна включать как подготовку студента к практическим занятиям с освоением методической и научной литературы, так и отработку навыков практического применения теоретических знаний на практике. Студентов нужно сориентировать не на усвоение готовых знаний, а на овладение способами и приёмами их получения. Самостоятельная работа студентов должна стать ключевым звеном учебного процесса.

Важными условиями, которые определяют эффективность самостоятельной работы, являются:

– правильное сочетание объема аудиторной и самостоятельной работы;

– грамотная методическая организация работы учащегося (побуждение работать самостоятельно);

– обеспечение необходимыми методическими материалами;

– постоянный контроль выполнения самостоятельной работы (оценка результатов).

Помимо самостоятельной работы, большую роль в повышение эффективности учебного процесса мы отводим  интерактивному обучению.

Одним из методов интерактивного обучения является метод case-study, или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения и рассматривается как инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.

Решение микрозадач с применением знаний, полученных в ходе объяснения нового материала, когда перед студентами стоит задача отобрать соответствующую информацию, оценить ее и классифицировать является весьма эффективным на этапе аудиторной самостоятельной работы. Это обеспечивает постоянную тренировку с использованием учебного материала с учетом разнообразных аспектов его применения.

Метод сase study предполагает:

- подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из практики, или смоделированный под реальные условия случай;

- самостоятельное изучение ситуации студентами;

- совместное обсуждение в аудитории под руководством преподавателя;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Основная функция кейс-метода – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. По сути, кейсы – интегрированные комплексные ситуационные задачи.

Иностранным учащимся сложно самостоятельно работать с учебными материалами, со справочной литературой, им также достаточно тяжело контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Особенности работы с иностранными студентами включают следование следующим принципам. Во-первых, дать учащемуся четкую целевую установку на самостоятельную работу, подробный инструктаж по ее содержанию, приёмам и способам осуществления. Во-вторых, координировать объем самостоятельной работы, четко дозировать время на ее выполнение. В-третьих, помочь рационально спланировать время для работы.

Кроме того, при организации работы с иностранными студентами следует учитывать тот факт, что, терминология медицинского характера является абсолютно новой для студентов, обучающихся на неродном для них языке, поэтому имеет смысл составление специальной терминологической базы по каждой теме, включающей основные термины и  понятия. Необходимо обеспечить учащихся необходимыми средствами для выполнения самостоятельной работы: специально подготовленные  для них  справочные материалы (памятки, рекомендации, модели, схемы), пособия, методические разработки с заданиями; материал для контроля.

Таким образом, задача выработки у студента самостоятельного клинического мышления может быть реализована, прежде всего, на базе строго продуманной методической базы.

   
Разделы