Сведения об образовательной организации

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»)

Буданова С.Н.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
budanova_88@mail.ru

Российское образование сегодня переживает очередной этап своего развития. Перед преподавателями высших учебных заведений стоит экстренная задача: подготовить студентов – будущих учителей к работе в новых условиях, связанных с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Одним из инструментов подготовки будущего учителя начальной школы к введению ФГОС начального общего образования (НОО) в предметной области «Русский язык» является курс «Методика обучения русскому языку» (МОРЯ). Он служит основой для разработки специального курса по выбору «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"», содержательно и организационно дополняющего подготовку будущего учителя начальных классов к работе в современных условиях.

При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, важно учитывать необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.

Спецкурс направлен на решение следующих специфических задач:

– знакомство с концепцией развития универсальных учебных действий (УУД) в системе начального образования;

– формирование терминологической грамотности в тезаурусе «универсальные учебные действия»;

– знакомство с классификацией УУД согласно материалам образовательных стандартов второго поколения;

– практическая реализация личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников при изучении предмета «Русский язык».

Тематическое планирование специального курса «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"»

№ п/п

Тема занятия

Всего

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1.

Цели, задачи и направления развития

начального образования

2

2

 

 

2.

Основные проблемы современного лингвистического образования младших школьников

4

2

 

2

3.

Концепция развития УУД в системе начального образования

4

2

 

2

4.

Понятие «универсальные учебные действия». Виды УУД

2

2

 

 

5.

Личностные УУД

8

2

2

4

6.

Регулятивные УУД

8

2

2

4

7.

Познавательные УУД

8

2

2

4

8.

Коммуникативные УУД

8

2

2

4

9.

Структура учебной деятельности. Место и роль УУД в системе лингвистического образования младших школьников

2

2

 

 

10.

Технология деятельностного подхода как инструмента целенаправленного формирования УУД в курсе русского языка

ной школы

4

2

2

 

11.

Система заданий, направленная на формирование УУД

6

2

 

4

12.

Задания для поэтапной диагностики УУД

8

2

2

4

13.

Проектирование урока русского языка с учётом требований формирования УУД

8

2

6

 

Итого

72

26

18

28

Для приобщения студентов к реалиям будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные формы и методы активного обучения: проблемные лекции и семинары, спецкурсы, учебную практику и курсовое проектирование, деловые игры, решение ситуационных задач, использование реальных ситуаций для создания учебных проблем.При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, мы учли необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки математики разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.

Описанный в статье спецкурс позволяет преподавателю развивать у студентов познавательную самостоятельность, даёт представление о дидактических требованиях ФГОС к современному уроку, учит определять УУД, формируемые в образовательной области «Русский язык», совершенствует умения практической разработки урока русского языка с учётом требований стандарта и приближает будущих учителей начальной школы к управлению собственной познавательной деятельностью для самостоятельного продвижения в знаниях и умениях.

   
Разделы