Сведения об образовательной организации

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

А.Ю. Курин, А.Н. Попов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державниа 

Происходящие изменения в системе образования России,  постепенно и последовательно приводят к изменению структуры и характера образования влияя в первую очередь на его цель, направленность и содержание, что дает понять о том, что современное образование в определенной степени направлено на развитие и поддержку человека в процессе его образования, поднятие его творческих амбиций, инициативности, самостоятельности, саморазвития, тем самым повысив конкурентоспособность будущих специалистов.  Данные изменения нашли свои отражения в таких нормативных документах как в ФЗ «Об образовании», документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ», а также различных стратегиях и концепциях, которые, по сути, отражают все те изменения, которые присущи современной системе образования [1].

В мире, где информация становится главным звеном любого процесса, а информационные технологии становятся доступными большинству людей, возрастает требование не быть специалистом узкой направленности, а быть готовым к постоянному росту, способным к самообразованию, иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. В данном случае, образование как особый социокультурный институт, должно подготовить учащихся к творческой деятельности, саморазвитию, инициативе, научить принимать обоснованные решения на основе полученной информации. Все это очень востребовано в условиях века информационных технологий и информационного общества, главной ценностью в котором является способность ориентироваться в информационном пространстве, умение совершать полный набор операций с информацией. Ставя во внимание все эти факторы, можно сказать о том, что одной из ключевых компетенций выпускника вуза является информационная компетенция.

В Национальной доктрине образования до 2015 года отмечается, что нынешний алгоритм образования призван обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных бакалавров, магистров, способных к постоянному самосовершенствованию, профессиональному росту, в условиях информатизации общества и развития новых информационных технологий.  Следует заметить, что эти процессы имеют информационную природу и как следствие, развитие и формирование информационной компетенции студентов вуза является ключевой задачей и одновременно проблемой высшего образования.

Говоря о значимости информационной компетенции в призме современного образовательного пространства, отмечаем то, что она представляет собой часть общего процесса информатизации, являющимся по своему роду «объективным процессом», и ее развитие неразрывно связано с процессом информатизации образования. Сущность данного процесса отражена в работах, С.А.Абрамова, Я.А.Ваграменко,  А.А.Вербицкого, А.С. Кондратьева В.Г.Разумовского, И.В.Роберт, А.Я.Савельева, А.П. Тряпицина и др.

Из этого следует, что термин информационная компетенция с каждым годом все чаще становится предметом педагогических исследований. Если рассматривать понятие компетенция, то определений на этот счет в научной среде существует огромное множество и существенных различий в их трактовке не наблюдается. В общем смысле мы обозначаем ее как некое изначально заданное требование к образованию и соответствующей подготовке будущего специалиста, необходимое для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей. Если же взять информационную компетенцию, то ее определений не так много и связывают ее с определенной специальностью или конкретным исследованием.

Анализ отечественной литературы (В.И. Жуков, Фирсов М.В., Е.И. Холостова и др.) показывает, что в практике социальной работы, практически не описан такой феномен, как информационная компетенция будущего социального работника. На современном этапе развития социальной сферы данный вопрос требует  глубокого осмысления, анализа научных подходов, характерных для социальной работы в период активного развития информационных технологий.

В нашей статье проанализируем понятия компетенция, компетентность, информационная компетенция и сформулируем определение информационной компетенции социального работника в вузе в порядке от общего к частному.

Чтобы разобраться, что такое компетентность, а что такое компетенция нужно, прежде всего, сказать, что в современной науке существует огромного количество подходов на этот счет.

В иностранных словарях и словаре русского языка С.И. Ожегова термин «компетентность» или «компетентный» рассматривается как знающих, осведомленный, знаток в определенной области, имеющий право и возможность делать выводы и судить, полагаясь на свои знания, о ком или о чем либо. С.И. Ожегов определяет «компетенцию» как определенную область или круг вопросов, в которой человек хорошо разбирается и осведомлен, а также поле его полномочий и прав [2].  В толковом словаре Д.И. Ушакова начинают, проявляется различия между компетентностью и компе­тенцией: первое- это осведомлённость, влиятельность; последнее - круг вопросов, явлений, в  рамках которых индивид обладает авторитетностью, знанием, опы­том, спектром полномочий».

Интересно высказывание отечественного социолога и ученого В.Г. Зарубина, который трактует компетентность как «личностно-интегрированный результат, включающий в себя деятельностные, поведенческие характерные черты: готовность и направленность на практическую, грамотную, мотивационно-ценностную и когнитивно-обеспеченную деятельность в  профессиональной сфере [3, с. 18]. Именно это осмысление компетентности соединяет и раскрывает понятие «компетенция». Опираясь, на высказывание ученого, мы понимаем смысл понятия «компетенция», как определенный круг обязанностей, выполняемых конкретным человеком в своей деятельности, с помощью которых и в них он у него появляется возможность проявить свою компетентность. Иными словами, компетентность – это степень показателя того, насколько хорошо или негативно человек выполняет свою деятельность. В.Г. Зарубин отмечает, что компетентность индивидуальна, у разных людей «своя» компетентность, исходя из этого, он констатирует, выделяя в трактовке компетентности двоякую направленность: личностную и результативную (последнее выражается в форме результата, которого добился человек). Занимаясь различными видами деятельности, человек в определенной степени имеет шанс проявить себя, и когда ему это удается благодаря неким личным успехам, усердием, направленности на результат, то тогда можно говорить о том, что именно в этом и проявляется его компетентность. Подводя небольшой итог из данного определения, мы можем отметить, что четко прослеживаются составляющие компетентности – это практика, опыт, умения и знания, а также индивидуальные ценности личности. Именно совокупность этих характеристик дает возможность человеку быть профессионалом в своей области и выполнять все на должном уровне, т.е. быть компетентным.

В педагогике и не только в последние года все больше внимания уделяется в разведении понятий компетенция и компетентность, установлении границ между ними, а также выявлению их сущности и соотношений. Н.И. Алмазова говорит о  компетенциях как об определенном круге знаний и умений в различных сферах человеческой деятельности, а компетентность это продуктивное использование компетенций в деятельности [4]. Применительно к западным исследователям и некоторым отечественным авторам, таких как  В.С Леднев, М.В. Рыжаков нет четкого разделения данных понятий для них это тождественные понятия.  Тем не менее, большинство исследователей определяют различия между ними. Интересны работы С.В. Тришиной и А.В. Хуторского, которые четко в своих работах различают понятия компетенция и компетентность. А.В.Хуторский определяет, компетентность как качество личности, владение человеком определенной компетенцией, компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентного содержания образования, обязательных для продуктивного осуществления деятельности применительно к определенному кругу предметов и процессов [5].

Таким образом, компетенцию мы понимаем как некое изначально заданное требование к образованию и соответствующей подготовке специалиста, необходимое для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей, а компетентность – владение, соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Переходя к информационной компетенции, следует сказать, что в отличие от понятия «компетенция» и «компетентность», определений, которых в научной среде существует огромное множество, термин «информационная компетенция» развит не так сильно и связывают ее, как правило, с определенной специальностью или с конкретным исследованием.

В статье Е.П. Белана, информационная компетенция обозначается, как умение использовать саму информацию, а не ее средства. Автор полагает, что в социуме знания являются важной частью умения находить необходимую информацию, оценивать, анализировать, и обрабатывать ее [6]. В.В.Краевский наоборот считает, что умение использовать новейшие средства информации, средства информационных технологий, умение пользоваться этой информацией, обрабатывать и оценивать ее, определяют информационную компетенцию.

Другие авторы по-своему трактуют информационную компетенцию:

- обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области (А.Н. Завьялов)

- «Новая грамотность», включающая умения активно и самостоятельно использовать информацию человеком, навыки принятия новых решений в сложных ситуациях с использованием технических средств (А.Л. Семенов)

- Владение современными информационными технологиями, понимание их роли и применения в образовательном процессе. (М.Н. Евстигнеев)

В нашей статье мы придерживаемся определения, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» В частнонаучных исследованиях, например, применительно к методике обучения, социальных работников информационная компетенция трактуется, как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов социальной сферы [7 с. 14].

Следует подчеркнуть, что все данные определения сделаны исследователями из разных областей научного знания, тем не менее, среди, казалось бы, разных точек зрения можно выделить общее, а именно то, что все они связаны со знаниями, умениями и навыками в информационном поле и на основе информационных технологий.

Проведя анализ данных определений информационной компетенции, для нас важно то, что они содержат в себе две ключевые составляющие – индивидуальные и личностные характеристики отражающие опыт работы с информацией, и знания, умения, навыки в области современных информационных технологий, которые в свою очередь соизмеримы с понятием информационная компетенция как часть и целое. Логично будет сказать, что человеку, обладающему информационной компетенцией, присуще уметь пользоваться информационными технологиями для решения профессиональных и информационных задач.

Проанализированные определения компетентности, компетенции, информационной компетенции, а также анализ позиций различных исследователей по данному вопросу подводят нас к тому, чтобы дать определение  информационной компетенции социального работника.

Прежде чем это сделать следует упомянуть о том, какого же значение информационных технологий и важность формирования информационной компетенции для будущего социального работника и для социальной сферы вообще. Применение информационных технологий в социальной работе с различными группами населения в России в данный момент активно набирает обороты. Но уже функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Происходит стремительное внедрение современных компьютерных и информационных технологий в социальную сферу и выполнение социальным работником таких функций как: 1. Диагностика 2. Сбор и анализ информации 2. Информирование 3. Обучение 4. Решение социальных и психологических проблем 5. Контроль [8] практически не возможно без использования компьютера и информационных технологий, которые в настоящее время позволяют эффективно решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи, не используя при этом ручной способ обработки информации.

Данная ситуация говорит о том, что для будущего социального работника использование информационных технологий – это главный инструмент его профессиональной деятельности и один из источников профессионального роста. Информационная компетенция социального работника образуется из совокупности знаний и умений, развитие и формирование которых представляют собой многоуровневую систему, в которой главным звеном выступает деятельностная составляющая.

Основываясь на проанализированных ранее определениях, а также трактовки других авторов о информационной компетенции и опираясь на терминологический анализ компетенции и компетентности в нашем статье информационную компетенцию социального работника мы понимаем, как способность будущего специалиста социальной сферы использовать комплекс знаний, умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий в процессе своего обучения в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

                        Иными словами, информационная компетенция социального работника рассматривается, как сложное системное образование, включающая в себя комплекс знаний о современных информационных технологиях и принципах их использования в образовательном процессе вуза и в будущей профессиональной деятельности; опираясь на образовательные стандарты нового поколения с уверенностью можно сказать, что информационная компетенция социального работника определяет уровень его конкурентоспособности в профессиональной среде и на рынке труда в условиях стремительного развития ИТ. В связи с этим очень важно уделять особое внимание развитию информационной компетенции социальных работников в ходе профессиональной подготовки

Литература

  1. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Монография - Челябинск, 2008.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
  3. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий. / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  4.  Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соискание. Ученой степени доктора педагогических наук. Спб, 2003.
  5.  Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (Дата обращения 20.09.2014)
  6.  Белан Е.П. Информационная компетенция персонала педагогического университета. «Журнал педагогической науки в России и зарубежом» 2007.
  7.  Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.
  8.  Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. Москва, 2002.
Разделы