Сведения об образовательной организации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

М.А. Болдина
Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
e-mailtsusocwork@tamb.ru

Профессиональное образование специалистов социальной сферы можно рассматривать как основу развития общества, базу обеспечения компетентными кадрами специализированных учреждений разных уровней и типов, способных обеспечить инновации в системе помощи, поддержки и защиты населения. Каждая ситуация является уникальной в своем роде и требует от специалиста особого инновационного видения, творческого подхода, этических установок, и в тоже время технологической компетентности, позволяющей системно и эффективно решать проблемы клиентов, проектируя и реализуя программу социальной помощи [4, с.203].

Технология обучения специалиста нового типа – комплекс, включающих традиционные и инновационные методы. Активные методы обучения как инновационные исследовали В. Оконь, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.В. Кларин, Ю.К. Бабанский. В работах А.М. Матюшкина обоснована необходимость включения проблемных методов во все виды учебной работы студентов, введено понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно и адекватно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках субъект-субъектных отношений [2, с. 56].

Сближение вуза и социальной сферы выразилось в появлении новых организационных форм и методов обучения. В них фиксируются два встречных хода – от социальной сферы к вузу и от вуза к социальной сфере:

- привлекается реальный материал для создания проблемных ситуаций, осуществляется курсовое проектирование, разыгрывание ролей, деловые игры и др.

- появление и широкое распространение НИРС и УИРС, защита дипломов на реальные темы и внедрение их результатов в производство и др. [1, с.31].

Дополняющим методом технологии личностного развития специалиста являются творческие работы: рефераты, сочинения, авторские проекты, курсовые и дипломные работы.

В технологии подготовки специалистов социальной сферы применяются как традиционные, так и инновационные методы, особое значение имеют активные методы обучения. С.Я. Батышев определяет активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся [3, с. 37].

Формам и методам активного обучения принадлежит значимое место в обеспечении обучения нового качества, подготовки и повышения квалификации специалистов. Говоря об активном обучении, прежде всего имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных ситуаций, методы математического моделирования, деловые игры. В активное обучение включают также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС), комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику, автоматизированные обучающие системы.

Содержащаяся в активных методах идея новизны, неожиданности, нестандартности позволяет прорабатывать и оценивать возможные варианты своего поведения в тех или иных ситуациях, что особенно важно для специалиста социальной сферы.

В опытно-экспериментальной работе были разработаны и апробированы такие инновационные формы занятий как «лекция – диалог», «лекция – диспут», являющиеся ведущими в подготовке специалистов. Субъектами таких занятий становились как преподаватель, так и студент, вступающий в новые типы взаимодействий, что обеспечивалось предоставлением возможностей для высказывания и отстаивания своих точек зрения и мнений по всем обсуждающимся вопросам.

В лекциях использовались активные методы обучения в качестве ситуаций познавательного затруднения. Они стимулировали у студентов нужды в психолого-педагогических знаниях и помогали осознать значимость этих знаний как для успешного обучения, так и для будущей деятельности. Например, была дана ситуация, моделирующая диктат как форму семейных взаимоотношений, которая завершилась заданием проанализировать семейные отношения и смоделировать свое поведение в подобной ситуации. Таким образом, материал лекции приобрел практическую значимость.

При использовании проблемных ситуаций на лекциях у студентов возникает интерес к сообщаемому материалу и осознание его значимости, которые постепенно способствуют становлению таких мотивов, как познавательный интерес, потребность в общении, ответственность. Постепенно изменяется смысл изучения предмета: знания становятся для студентов ценностью, способствуя их профессиональному становлению.

Использовались на занятиях и групповые формы работы студентов. На занятиях у студентов постоянно возникала необходимость профессионального обучения, которое требовало максимальной степени психолого-педагогической компетентности. В организации такого общения большую роль играло вступление студентов в новые типы взаимодействия. Это обеспечивалось предоставлением широких возможностей для высказывания и отстаивания своих точек зрения и мнений по всем обсуждающимся вопросам.

Существенная роль в подготовке студентов отводилась активным методам обучения в рамках семинарских и практических занятий, которые построены с учетом вовлечения студентов в учебно-профессиональную деятельность. Средствами вовлечения студентов в такую деятельность являются деловые игры, которые обладают значительным мотивационным потенциалом. Имитируя социально-педагогический процесс, они ставят студента в ситуацию, максимально приближенную к условиям его будущей профессиональной деятельности, создают эффект реальности.

Наш опыт показал, что успешно участвовать в деловых играх может тот студент, который хорошо овладел психолого-педагогическими знаниями. Они закрепляют практические навыки, развивают самостоятельное мышление, в них проявляются и формируются организаторские и коммуникативные явления. Организация семинарских и лабораторно-практических занятий с использованием игровых методов позволяет студентам уяснить сущность и характер алгоритмического и эвристического способов управления воспитательным процессом.

В ходе подготовки к игре и в процессе ее проведения у студентов возникает необходимость в педагогических знаниях, поскольку, не зная теоретических основ педагогики и психологии, они не могут принимать участи в игре и ее анализе. В ходе игры студенты овладевают новыми умениями, что способствует дальнейшему развитию мотивации, которая не может развиваться и крепнуть, если операциональная сторона деятельности остается неизменной.

Деловая игра занимает среди педагогических средств активизации процесса обучения особое место. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность обучаемого, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Учебная деловая игра с позиции игровой деятельности – это познание и действительное освоение обучаемыми социальной и предметной действительности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов и поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам. Сущностью деловой игры как средства обучения является ее способность служить целям обучения и воспитания, а также то, что она переводит эти цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Игровой характер деятельности, возможность в случае неудачи переиграть ситуацию снимает со студентов ответственность за ошибку, которой очень боится каждый начинающий. Это повышает их уверенность в своих способностях к деятельности, порождает стремление к творчеству. В деловой игре студент постоянно видит результат своего труда. На этапе анализа деловой игры он слышит аргументированное мнение товарищей и преподавателя о своих действиях, производит самоанализ. Таким образом, он познает себя, осознает свои успехи и ошибки, что стимулирует профессиональное самосовершенствование. В случае правильного решения педагогической задачи, успешного выполнения своих ролей студенты испытывают чувство удовлетворения и гордости, которое положительно сказывается на формировании мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов готовности студентов к социальной работе.

Активные методы обучения реализованы также через проектное обучение, позволяющее развить навыки самостоятельного мышления, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные навыки необходимы студентам в дальнейшей работе.

В основу проектов положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные навыки необходимы студентам в дальнейшей работе. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [3, с. 67].

Проект – это система, позволяющая включить студентов в процесс «от идеи до реализации» и способствующая более полному освоению технологической картины мира; проектировочная деятельность имеет своей целью социальной становление самосознания, мышления, поведения. Проектирование, как метод познания, помогает овладеть культурой мышления. Ядром мотивации проектной деятельности выбирается спектр интересов, который специфичен для данной группы. В разработанной технологии проекты – это итоговые задания, в результате которых предоставляется возможность производить обобщенную оценку знаний, умений и навыков, возможность отследить субъектный опыт [5, с. 10].

Проект носит прикладной характер. Диагностика проводится с конкретной группой населения, а далее предлагается профилактическая, реабилитационная, коррекционная программа на основе проведенного исследования.

Для формирования профессиональных умений на практических занятиях применялся социально-педагогический тренинг, включающий упражнения, помогающие студентам раскрыть свои личностно-профессиональные качества. Например, на занятии предлагалось выполнить упражнения на формирование умения устанавливать первичный контакт с клиентами. Студентам было необходимо убедить родителей в необходимости взаимодействия. Педагогический тренинг применялся на каждом практическом занятии с целью формирования действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов готовности студентов к социальной работе. Интересными были упражнения, помогающие студентам раскрыть свои профессиональные качества.

Ситуации с жизненно-педагогическим содержанием требуют мысленного, аналитического решения и способствуют осознанию значимости психолого-педагогических знаний для педагогической деятельности. Большая их часть использовались на практических занятиях. Решение таких ситуаций осуществляли студенты. Решение воображаемых ситуаций "Я на месте другого", которые моделировались на основе практики, побуждали мысленно примерить ситуацию к себе, пережить ее, а педагогические знания приобрели личностный смысл. Кроме того, такие ситуации развивают способности к педагогическому прогнозированию, учат ставить цели и отбирать средства для их достижения. В ходе обсуждения каждой ситуации вырабатывались критерии оценки педагогических ситуаций, гуманистическая основа которых - гармония целей, средств, результатов взаимодействия, создающая условия для гармонического развития личности.

Активные методы обучения включают в себя: проблемные лекции, групповые дискуссии, деловые, имитационные, ролевые игры, практикумы, тренинги, проекты, упражнения, тестовый контроль, самодиагностику. Под активными методами обучения мы понимаем методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, полилоге, характеризующиеся высоким уровнем активности студентов. Активные методы позволили обеспечить субъектную позицию студента, развить творческие способности, что особенно значимо для специалиста нового профиля.

Активные методы обучения являются ведущими. Для них характерны интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности студентов, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Она дополняет эффективное традиционное обучение в вузе, организована на основе четкого целеполагания, систематизации, активизации.

Использование активных методов обучения предполагает реализацию личностно-деятельностного подхода в процессе преподаваемой дисциплины, обеспечивает субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами, студентов между собой. Апробация в рамках технологии активных методов обучения показала необходимость целостного, интегрального подхода к организации процесса формирования профессиональной компетентности в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности, с учетом запросов базовых социальных объектов.

Литература

  1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991.
  2. Матюшкин, А.М. Актуальные проблемы психологии высшей школы / А.М. Матюшкин. – М., 1977.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы: Мат-лымеждунар. науч.-практич. конф. (Тамбов, 12-14 марта 2002 г.) / Под ред. Р.М. Куличенко. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  5. Технология социализации: Метод.рекомендации для препод.  курса «Основы предпринимательства в рамках образовательной области «Технология». –  Тамбов: Изд-во ИПКРО, 1998.
Разделы