Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 

С.С. Пчельникова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
e-mail: lanapchelnik@mail.ru

В связи с переходом на двухуровневую подготовку («бакалавр-магистр») система практического обучения студентов значительно изменилась. Подготовка бакалавров по направлению «социальная работа» направлена на усвоение социально-технологической, исследовательской, организационно-управленческой, а также социально-проектной видов профессиональной деятельности. Программа бакалавриата включает учебную и производственную практики, представляющие собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку. Реализация учебной и производственной практик направлена на формирование следующих видов компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных («академический бакалавр») и профессионально-прикладных («прикладной бакалавр»), что закреплено в разделе стандарта «Требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа» [2]. Новый   федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Социальная работа» усиливает требования к практической подготовке бакалавров.

Компетентностный подход в процессе практики студентов предполагает освоение студентами умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих методов. То есть результатом практики с использованием компетентностного подхода является готовность студентов использовать полученные знания и умения в незнакомой ситуации.

Новый Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 №442-ФЗ существенно дополняет функционал работников сферы социальной защиты населения. Появляется потребность в социальных работниках, владеющих технологиями клиентоориентированной, посреднической, социально-профилактической,  консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации. Поэтому практика студентов - будущих социальных работников должна в концентрированном виде содержать тот набор практических профессиональных знаний, который позволит студенту в будущем состояться как профессионалу в сфере социальной работы. В связи с этим актуальным становится вопрос о повышении продуктивности практики.

Однако в настоящее время существует ряд проблем при ее организации и проведении, которые считаем необходимым обозначить:

1) недостаточное количество времени, уделяемое практике в процессе вузовской подготовки. Одним из путей решения данной проблемы является вовлечение студентов в разные виды социальной практики, к которой  относится общественная работа студентов. Ее формы различны: участие студентов в благотворительных акциях, волонтерском (добровольческом) движении.

2) формальный характер прохождения практики. В ряде организаций в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу. Эффективность прохождения производственной практики студентов в этом случае является низкой. Зачастую прохождение практики сводится к составлению отчета.

3) отсутствие необходимой мотивации должностных лиц, ответственных за практику в социальных службах и организациях; потребность в расширении баз практики, что требует образовательный стандарт;  отсутствие  опыта  организации  практик  студентов  в  бизнес-структурах.

Таким образом, переход профессионального образования на реализацию компетентностного подхода и модернизация социальной сферы обусловили необходимость совершенствования форм практики студентов – будущих социальных работников.

На основе опыта, имеющегося в Сыктывкарском государственном университете, а также Российском университете дружбы народов, связанного с применением инновационных подходов к организации практики студентов направления «Социальная работа», считаем, что инновационной формой практики является создание технологических площадок на базе учреждений социальной защиты населения. Это организационные формы учебной и производственной практики, целью которых является формирование у студентов профессиональных навыков и умений в пределах, определенных государственными образовательными стандартами высшего образования, в процессе практической деятельности на базе учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности [2]. Работа технологической площадки возможна в виде отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов,  штат которого состоит из заведующего-студента и социальных работников – студентов. В ходе практики по четко определенному алгоритму деятельности студенческим отделением оказываются социальные услуги, разрабатываются планы помощи отдельным клиентам, проводится фандрайзинговая деятельность. Применение такой инновационной формы проведения практики как технологическая площадка является взаимовыгодной и для студентов в плане освоения ими технологий социальной работы, приобретения опыта профессиональной деятельности, и для самих социальных служб.

Эффективной средой, способствующей формированию профессиональной компетентности студента – будущего социального работника, является разработка и реализация проектной деятельности. Особое значение имеет внедрение разработанных социальных проектов в практической деятельности. Во-первых, реализация проектной деятельности студентами в процессе учебной и производственной практик позволяет повысить их интерес к выбранной профессии, активизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, повысить профессиональную подготовку. Во-вторых, студентами осознается практическая значимость результатов собственной деятельности. Эти знания становятся личностно значимыми для студента, так как результаты деятельности переходят из разряда «воображаемых» в реально «осязаемые», что в целом способствует формированию ответственности у будущего социального работника.

Новой формой формирования практических навыков студентов – будущих социальных работников является студенческая олимпиада. Участие в олимпиаде активизирует потенциал студента; позволяет выявить и развить способности; помогает формировать такие качества личности как стрессоустойчивость,  коммуникабельность, организованность, целеустремленность и способность к целеполаганию, развитие реакции, способность творчески мыслить и находить выход в сложных ситуациях.

В содержание практики включается участие студентов в волонтерских социальных проектах. Такая форма деятельности позволяет последовательно и в определенной системе соединить теоретическую подготовку студента с практической работой и тем самым способствует формированию профессиональной компетентности. Выступая в качестве волонтера, студент получает такие возможности, как самостоятельно выбирать интересующее направление деятельности в соответствии с будущей профессией; непосредственно оказывать адресную социальную помощь; работать наравне со специалистами-практиками, перенимая их опыт по разработке и реализации технологий социальной работы; иметь доступ к информационным, методическим источникам. В процессе добровольческой деятельности студент непосредственно овладевает конкретными технологиями социальной работы и учится применять их при работе с клиентом, что создает условия для развития профессиональной компетентности будущего социального работника.

Таким образом, практика является основным звеном в подготовке бакалавра. В современных условиях необходимо расширение баз практики на договорной основе с представителями ведомств, перечисленных в федеральном государственном образовательном стандарте, ориентация студентов на внедрение разработанных ими социальных проектов в процессе практики, проведение эксперимента по организации практики студентов в бизнес-структурах, разработка и внедрение инновационных форм практической подготовки студентов – будущих социальных работников.

Литература

1. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

2. Инновационные формы студенческой практики в ВУЗе: Всероссийская научно-практическая конференция: материалы конференции / отв. ред. Т.А. Носова. Сыктывкар, 2012.

3. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: Учеб. пособ. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Соц. работа». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Разделы