Сведения об образовательной организации

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ф.Ф. Фролова
Казанский национальный исследовательский технологический университет 
f.f.frolova@mail.ru

Глобальные изменения в сфере высшего отечественного образования предполагают его всестороннее обновление и модернизацию. Переход России на двухуровневую модель и есть одно из нововведений в области высшего образования. Данное положение, на наш взгляд, способствует формированию системы, при которой появляется возможность приобретать профессиональные умения, знания и навыки разных уровней. Так, магистратура должна стать той ступенью высшего образования, которая дает новый, более высокий уровень профессионализма.

Проблемы профессионализма специалиста социальной работы рассмотрены в трудах Н.Ш. Валеевой, П.Д. Павленка, Г.Б. Хасановой, Е.И. Холостовой и др.

Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе психологическую, правовую, культурную, экономическую, политическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности, предполагающей широкий круг профессиональных обязанностей социального работника. Социальная работа инструментально участвует в решении сложных социальных вопросов, взаимоотношений человека и общества. Главная задача социальной работы состоит в защите коллективных интересов общества в целом, при этом способствуя удовлетворению интересов отдельного человека [6].

Исходя из выше сказанного, специалист социальной работы должен обладать высоким уровнем профессионализма.

Феномен профессионализма изучается целой плеядой ученых. Так Г.В. Кораблева пишет, что «понятие профессионализма все больше связывается с уровнем и качеством профессионального образования, широкой гуманитарной подготовкой, готовностью к самообразованию в профессиональной деятельности». Т.Л. Александрова, отмечает, что «профессионализм выступает одной из ведущих экономических ценностей и видов деятельности, в границах которой проявляется коллизия цели и средства, терминальных и инструментальных ценностей. В профессиональном развитии также обнаруживается взаимодействие экономических и внеэкономических детерминант поведения». Таким образом, термин «профессионализм» тесно связан с уровнем квалификации специалиста, способным выполнять различные профессиональные задачи и быть готовым к меняющимся потребностям общества [1].

На сегодняшний день в научной литературе присутствует множество синонимичных терминов: профессиональная компетентность, профессионализм, квалификация, профессиональное мастерство и т.д. Как показало исследование, авторы в различные термины вкладывают один смысл.

Рассмотрим данные термины в трудах ученных.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающим уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. Наряду с этим профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность. Профессиональную компетентность специалистов, работающих в особых условиях, В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышева, определяют как наличие... специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки.

Кусжанова А.Ж., пишет, что профессионализм есть владение технологиями, компетентность же включает ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время абсолютно необходимых сегодня каждому специалисту.

В то же время, Т.Л. Ядрышникова отмечает такие характеристики профессионализма, как профессиональное самоопределение, психологически обоснованный выбор профессии, высокие показатели деятельности, творческий подход.

Профессиональную компетентность в своих работах рассматривает А.К. Маркова и выделяет следующие ее виды: социальная, специальная, индивидуальная, личностная.

Другой термин "мастерство" близкий по смыслу с "профессионализмом" в психолого-педагогической литературе рассматривается также большим количеством ученых. А.А. Деркач говорит, что мастерство не есть отдельное умение, а это есть некоторая совокупность умений, которые делают сам процесс деятельности качественно своеобразным, и высшим его проявлением является творчество, искусство.

Бакланова Н.К. представляет деятельность профессионала-мастера как профессиональную целесообразную, оптимальную, индивидуально-творческую, а профессиональное мастерство, видит как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющий творческий характер, ориентированной на оптимальный процесс достижения социально значимого результата. Мастерство, по ее мнению, неразрывно связано с овладением необходимых профессиональных знаний, умений, навыков.

Н.В. Кузьмина трактует мастерство как владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту всесторонне исследовать рабочую проблему, формулировать профессиональные задачи, исходя из данной проблемы, и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед организацией. Здесь критериями мастерства должны быть алгоритмы оптимального решения профессиональных задач, которые могут быть найдены в процессе предварительных исследований.

Буткевич В.В., пишет, что профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности, закладывается в процессе общего и профессионального образования (в отличие от мастерства, которое может быть накоплено в опыте и подражании).

Термин же "квалификация" означает требования профессиональной деятельности к специалисту в количественном и качественном выражении.

Таким образом, разные термины могут иметь близкий смысл, но, тем не менее, один и тот, же термин у разных исследователей может иметь отличный смысл и глубину. К примеру, Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. полагают, что профессионализм – определенный уровень мастерства (высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение); Н.К. Бакланова и А.А. Деркач определяют, что мастерство шире профессионализма; у Буткевич В.В.,  Маркова А.К. профессионализм шире мастерства и само мастерство является его составной частью.

При изучении понятия «профессионализм», можно увидеть его разные структурные наполнения.  Н.В. Кузьмина в профессионализм включает профессионализм деятельности и личности. А.К. Маркова выделяет мотивационную и операционную сферы. Карпетова М.Н. полагает, что формирование профессионализма идет по трем направлениям: изменение личности, изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения.

Таким образом, профессионалом можно назвать человека, который не только достиг высоких профессиональных результатов, но и имеет внутреннее отношение к труду, то есть большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд.

Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Это, на наш взгляд, личностная характеристика конкретного индивида. По мнению многих ученых (Н.Ш. Валеева, Маркова А.К., Хасанова Г.Б. и др.) «профессиональная компетентность специалиста – сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к актуальному выполнению профессиональной деятельности» [6]. Маркова А.К. компетентность связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволит личности продуктивно действовать при выполнении трудовых функций. Профессионализм связан с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, индивидуальным стилем [2].

Следует заметить, что слово «профессионализм» используется в разных смыслах, а именно как  нормативные требования профессии к личности человека, то есть речь идет о наборе личностных характеристик, качеств человека, необходимых для успешного выполнения труда. Иное понимание смысла термина раскрывается в значении, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека [2].

Наряду с выше изложенным, встает вопрос: как сформировать в вузе профессионального специалиста?

Перед высшей школой стоят социально важные задачи подготовить высокопрофессионального, высоконравственного, конкурентоспособного специалиста. Решение данного вопроса видится в индивидуализации содержания, форм и методов обучения на основе многообразных программ и систем обучения, периодически обновляемых на основе интересов и запросов учащихся, требований рынка труда; включенность студентов в предстоящую профессиональную деятельность (желательно совместно с преподавателями, наставниками) уже на ранних стадиях обучения в вузе; смещение акцента на самостоятельную работу студентов как средства моделирования их профессиональной деятельности,  обусловленное тем, что студент субъект познавательной и профессиональной деятельности, наделенный активностью и самостоятельностью [5].

Достижение целей формирования личности профессионала в вузе требует организации такого обучения, которое обеспечивает переход познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств.

Повысить качество подготовки будущих специалистов можно через практикоориентированное образование. Студент должен на практике убедиться в необходимости и полезности приобретаемых знаний.

Одним из ведущих факторов формирования личности профессионала, на наш взгляд, является мотивация студента к самообразованию и самовоспитанию. Единство воспитания и самовоспитания – основа подготовки конкурентоспособных специалистов [4]. При этом немаловажное значение принадлежит существенному повышению социальной ответственности, дисциплины и самодисциплины россиян [3]. В новых социально-экономических условиях российского общества возрастает роль и значение активности личности в собственном развитии и становлении, поэтому очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию, а также повышение индивидуальной ответственности за его результаты [5].

Становление личности профессионала тесно связано с ее профессиональным развитием, основой которого является профессиональное самоизучение, самосознание, самореализация. Под профессиональным развитием личности будем понимать процесс целостного развития студента как субъекта профессиональной деятельности, который детерминирован организацией учебного процесса и активностью самого студента.

Профессиональное развитие включает в себя систему знаний, умений, навыков, норм, ценностей, отражающих личностно-деятельностные основы профессионализма и обеспечивающих формирование у учащихся профессионального мышления и базиса для будущей профессиональной деятельности. Профессиональное развитие личности состоит в интегрировании профессионального знания в сознание, это приобретенное знание о мире и о себе, необходимое для будущей профессиональной деятельности [6].

Рассматривая профессиональное развитие необходимо упомянуть о профессиональной рефлексии труда, так как рефлексия помогает увидеть реальное положение дел. Профессиональная рефлексия необходима как начинающему работнику, так и специалисту высшего пилотажа, для того чтобы оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявить имеющиеся профессиональные способности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, прогнозировать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и т.д. [6].

В настоящее время специалистов готовят исходя и из концептуальных основ компетентностного подхода. Данный подход предполагает систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, ориентированным на конечный образовательный результат в формировании профессиональной компетентности.

Вопросы профессиональной компетентности специалиста рассматриваются в работах современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R.S. Scarcella, E.W. Stewick. D. Yule, E. Tarone). Как показало исследование данных работ, наблюдается смещение акцента в требованиях к современному работнику с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств.

Понятие «профессиональная компетентность», его компонентный состав, и связь с другими профессионально-личностными характеристиками исследуется в трудах Н.В. Гершунского, А.К. Марковой, Л.Ю. Муратова, Н.С. Розова и др.

Подготовка специалистов социальной работы предполагает развитие профессиональной компетентности. Как было выявлено ранее, для этого необходимо сформировать ряд общекультурных (способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научного-производственного профиля своей профессиональной деятельности и др.); общепрофессиональных (готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности и др.); профессиональных компетенций (способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной работы и др.). Исходя из специфики исследования, наполнение компетенций приведено из  ФГОС ВО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «магистр»).

Специалист социальной работы должен обладать основными компетенциями для решения организационно-управленческой деятельности, исследовательско-аналитической, научно-педагогической. Формирование специальных компетенций обеспечивают подготовку специалистов к конкретным объектам и предметам труда для данного направления и включают, к примеру, социально-технологическую, социально-медицинскую, социально-правовую, социально-педагогическую, социально-экологическую, социально-психологическую, социально-реабилитационную и другие виды компетенций для осуществления профессиональной деятельности специалистом социальной работы.

Социальная работа как профессия многолика и связана с личностью в целом. Человек, избирающий эту профессию, должен органически сочетать в себе личностные (гуманистическая направленность личности; обостренное чувство добра, личная и социальная ответственность; терпимость; вежливость; чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека; эмпатичность; адекватная самооценка; готовность понять других и прийти к ним на помощь) и профессиональные качества – коммуникативные, организаторские способности, высокую духовную культуру, нравственность.

Область профессиональной деятельности социального работника подразумевает выполнения целого ряда функций: аналитико-прогностическую, правозащитную, диагностическую, организационно-методическую, превентивную, нравственно-гуманистическую, социально-медицинскую, эвристическую, социально-интегративную, социально-бытовую, социально-психологическую.

Исходя из вышесказанного, отметим, что процесс профессиональной подготовки специалистов социальной работы в вузе представляет собой целенаправленное обучение теоретическим аспектам, формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и их отработка, закрепление через практиориентированные занятия, обогащающие студента личным опытом.

Как было отмечено ранее, в настоящее время подготовка специалистов социальной работы осуществляется по двум ступеням образования. В свете нашего исследования, особый интерес вызывает вторая ступень образования – магистратура, поскольку в ходе проведенного нами исследования, выявили, что она направлена на достижение специалистом высокого уровня профессионализма, что является крайне ценным для будущего социального работника.

Специфика магистратуры заключается в том, что студент получает глубокую теоретическую подготовку, приобретает профессиональную компетентность более высокого уровня. Эта программа включает углубленную образовательную и научно-исследовательскую составляющие, проведение научно-исследовательской и научно-педагогической практик и написание диссертационной работы. Большое количество часов магистру отдается под самостоятельную работу, что является крайне актуальным на пути становления мастером в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, отметим, что обучение в вузе должно строиться в ключе мотивирования студентов быть подлинными субъектами образовательного процесса, поскольку только личный труд позволит студенту превратиться в конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста.

Литература

  1. Каташинских В.С.  Институциональные основы магистратуры в современных условиях: дис. к-та соц. наук. Екатеринбург, 2013.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  3. Осипов, П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2010. № 5. С. 11–17
  4. Осипов, П.Н. Единство воспитания и самовоспитания как основа подготовки конкурентоспособных специалистов //Образование и саморазвитие. 2012. № 4. С. 3–8
  5. Осипов П.Н. Что мешает готовить конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2013. №3. С. 45-50
  6. Профессионализм специалиста социальной работы: компетентностный подход: монография / Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова. Казань: Казан. гос. технол. ун-та, 2008.
Разделы