Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 

Л.К. Иванова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
ivanova175@yandex.ru

Студенты – интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества обучения и воспитания которого зависят судьбы нашей страны. Студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека, преобразования общей направленности личности, обусловленного профессиональной социализацией.

Профессиональная социализация включает совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.

Профессиональная социализация – это развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры (Г.М. Андреева), которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии.

Сущность профессиональной социализации состоит в формировании человека как члена профессионального сообщества, в обеспечении его профессионально-личностного развития и становления как субъекта профессиональной деятельности.

Профессионально-личностное развитие детерминируется противоречием между сложившимися качествами личности и объективными требованиями, нормами, ценностями профессиональной деятельности.

Становление человека как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста как система его взглядов и установок в отношении собственного жизненного и профессионального пути, как позиция личностного и профессионального саморазвития (В.А. Сластенин).

Конечный результат успешной профессиональной социализации – интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом. Разумеется, этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенного этапа профессионального образования, по мере накопления опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.

Профессиональная социализация является важной формой социального регулирования становления профессионала. Это регулирование направлено на:

  • активизацию профессионального самоопределения обучающегося, т.е. на развитие отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности; освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками профессиональной деятельности;
  • усвоение терминальных и инструментальных ценностей профессионального сообщества, а также усвоение традиций, норм и правил поведения, входящих в профессиональную субкультуру.

Задача профессиональной социализации – идентификация (уподобление, отождествление) студента с определенной моделью профессионала.

Человек – не только объект, но и субъект профессиональной социализации. Последнее означает, что в процессе профессионального образования будущий специалист проявляет активность, самостоятельность, инициативность и способность делать свой выбор. Эти и другие способности и усилия помогают формированию неповторимой личности профессионала, поиску «себя в профессии», приобретению профессионального имиджа (образа, облика), индивидуального стиля профессиональной деятельности, Я-концепции профессионала.

В силу своего социального характера, профессиональная социализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов, а ее социальными агентами являются семья, общие образовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Профессиональная социализация определяется взаимодействием ряда факторов:

  • общей среды образовательного учреждения, включающей все направления деятельности, располагающей соответствующей материально-технической инфраструктурой и решающей задачу подготовки специалиста;
  • социокультурной и гуманитарной среды учебного заведения, обеспечивающих усвоение гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального сообщества обучающимися;
  • непосредственного окружения (микросредой) и внутреннего мира данной личности.

Профессиональная социализация личности протекает в различных формах:

  1. Профессиональная социализация, осуществляемая объективно, в силу включенности человека в социальные процессы, связанные с социально-профессиональной структурой общества, может быть определена как формирование профессиональных качеств или профессиональное формирование.
  2. Тот аспект профессиональной социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства в целом или определенных социальных институтов по профессиональному развитию и профессиональной подготовке личности, называется профессиональным воспитанием.
  3. Когда сам человек принимает активное участие в усвоении профессиональных знаний, умений и ценностей, можно говорить о профессиональном самовоспитании.

Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в процессе профессиональной социализации личности в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно. В то же время, очевидно, что ядром профессиональной социализации, ее центральными компонентами являются профессиональное обучение и профессиональное воспитание, как составляющие процесса профессионального образования. Главной целью профессионального обучения является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности. Однако этого недостаточно, необходимо и целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Кроме того, профессиональный интерес, не отягощенный общечеловеческими нравственными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессиональной социализации должно стать профессиональное воспитание, понимание в узком смысле этого слова.

Опираясь на общепедагогические идеи отечественных ученых о специфике и взаимосвязи процессов обучения и воспитания в едином образовательном процессе, дадим их краткую характеристику, с точки зрения профессионального образования:

  1. Профессиональные обучение и воспитание рассматриваются как процесс профессионального воспитания, понимаемого в широком педагогическом смысле.
  2. Процесс профессионального воспитания, понимаемый в широком педагогическом смысле, равнозначен процессу контролируемой целенаправленной профессиональной социализации.
  3. Профессиональные обучение и воспитание, понимаемые в узком педагогическом смысле, есть подсистемы единого процесса профессионального образования.
  4. Профессиональное обучение имеет дело преимущественно с искусственными – знаковыми, символическими, схематизированными объектами, системами и ситуациями, а профессиональное воспитание опирается на живые, естественные процессы, явления, ситуации.
  5. Профессиональное обучение, как правило, представляет содержательный и технологический аспекты трудовой деятельности, профессиональное воспитание – личностный.
  6. В акте профессионального обучения преобладает логический, когнитивный компонент, в профессиональном воспитании – ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий.
  7. Профессиональное обучение и воспитание взаимосвязаны, взаимообусловлены и выступают в органическом единстве, которое проявляется, прежде всего, в том, что без обучения практически невозможно осуществлять воспитание.

Содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли.

Для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивид должен не только овладеть знаниями, навыками и умениями в условиях профессионального образования, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. Социальная философия  вузовского образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого индивида специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Общество определяет форму профессиональной специализации обучающихся. Задача каждого индивида – осознанно реализовать свои социально-профессиональные и духовные приобретения в обществе. Задача институтов образования – подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям, развившимся в ходе исторической эволюции общества (Н.А. Коваль). Таким образом, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса формирования профессионально важных качеств должно быть переосмыслено в новых исторических условиях, когда неотъемлемой составляющей профессионализма является духовность и нравственность.

Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни. Конкретизируя цели профессионального воспитания в вузе, можно выделить следующие задачи:

-              адаптация первокурсников к среде профессионального учебного заведения;

-              создание условий для дальнейшей профессионализации учащейся молодежи; обеспечение духовно-нравственного становления;

-              оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении;

-              развитие профессионально важных способностей человека и социально-значимых качеств;

-              содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентноспособности  выпускников;

-              формирование профессионально-этических норм поведения;

-              освоение личностью объективной системы профессиональных ролей;

-              становление профессиональной культуры будущего специалиста.

В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии. Это положение в рамках различных теорий толковалось как соответствие: направленности личности объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности типам профессий; стремлений личности к объективным условиям профессиональной деятельности; соответствие личных профессиональных мотивов социальным требованиям к профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных альтернатив ожидаемому успеху и т.д.

Новая парадигма профессионального воспитания, обусловленная требованиями гуманизации профессиональных отношений, основана на утверждении в качестве основной цели воспитания развитие у студентов активной жизненной и профессиональной позиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека.

Итак, профессиональное воспитание в вузе представляет собой специально организованный, контролируемый процесс, в ходе которого происходит профессиональное становление специалиста, развитие профессиональной структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного профессионального труда. Вузовское профессиональное воспитание завершает первичную профессиональную социализацию человека.

Разделы