Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ ИЗ СЕМЕЙ

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ ИЗ СЕМЕЙ

Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области

Е.В. Деева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
deeva1707@rambler.ru

Сложная социально-экономическая ситуация в российском обществе актуализирует проблемы в детской и молодежной среде. Увлеченность родителей «гонкой» за материальными ценностями, достатком в семью приводит к тому, что дети остаются без присмотра и контроля со стороны взрослых, проводят больше время на улице. Отсутствие должного родительского воспитания ведет к распространению беспризорничества, попрошайничества, увлечения несовершеннолетними алкоголем, наркотическими средствами и т.д. Дети забрасывают учебу, проводят бесцельно собственное время. Таким образом растет число неблагополучных, асоциальных семей. Дети попадают в школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные и иные детские учреждения. Попустительское отношение родителей к собственным детям, а также отсутствие должной организации воспитательного процесса в детских учреждениях приводят к такой проблеме, как самовольные уходы несовершеннолетних из семьи либо из учреждений, подопечными которых они являются.

Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в нашей стране, из которых в данном случае важно отметить, деградацию института семьи. Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями [1]. Таким образом, целесообразно будет отметить необходимость проведения комплексных профилактических мероприятий для детей склонных к самовольному уходу из дома (детей группы риска). Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей малоэффективны.

В связи с этим особенно значимым является подготовка будущих социальных работников к социально-профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей. Поэтому практике принадлежит важная роль в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников. Знания, получаемые студентами - будущими социальными работниками в процессе теоретического обучения  требуют практического подтверждения.

Производственная практика будущих специалистов социальной сферы – это ведущий компонент образовательно-воспитательной системы вуза, имеющий значительные возможности для профессионально-личностного самоопределения студентов, развития будущих специалистов социальной сферы. Участвуя в практической деятельности, у студентов формируются социально-технологические, исследовательские, социально-управленческие и социально-культурные компетентности. В ходе практики теоретические знания, полученные в процессе академического обучения, обретают для студентов профессионально-личностный смысл, превращаются в убеждения, профессионально-личностные установки.

Практическая деятельность студентов в роли помощника специалиста учреждения, организации или службы направлена на:

- углубленное изучение системы социального обслуживания, помощи и поддержки конкретным категориям населения;

- отработку основных приемов, форм, методов, технологий социальной работы с учетом регламента, должностных инструкций на рабочем месте;

- разработку и реализация социального проекта или  программы по решению социальной проблемы средствами современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению;

- отработку профессиональных отношений с клиентами, коллегами, руководителем и консультантом практики;

- развитие творческих подходов к выполнению профессиональных обязанностей.

Участвуя в практической деятельности, студенты систематизируют знания, приобщаются к ценностям социальной работы, осваивают спектр профессиональных ролей, приобретают опыт работы в социальных службах и организациях с различными категориями клиентов. Особое внимание в практической работе специалист социальной сферы уделяет несовершеннолетним детям. Одним из востребованных направлений является социальная работа с несовершеннолетними, сколонными к самовольным уходам из семей.

В связи с этим подготовка будущих социальных работников  к социально-профилактической работе с данной категорией детей является значимой. Профилактика, включающая в себя комплекс социально-медицинских, социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических и других мер является основным направлением работы по устранению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семьи.

Термин «профилактика» ассоциируется с запланированным предупреждением какого-либо неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия [2, с.63].

В науке «профилактика» (по Е.И. Холостовой) – научно обоснованные и своевременно принимаемые действия, направленные на:

1. предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблем;

2. сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

3. содействие в достижении поставленных положительных целей и раскрытие внутренних потенциалов [4].

Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону.

Профилактика может быть первичной (направленной на привитие, воспитание ценностей, противостоящих девиантному поведению), вторичной (организация деятельности служб, учреждений и организаций при появлении первых признаков отклонений от нормы) и третичной (реабилитация – система восстановления функций жизнедеятельности) [3].

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску занятости несовершеннолетних в свободное время.

Значительное внимание организации профилактической работы должны уделить образовательные, специальные учебно-воспитательные детские учреждения, которые могут помочь восстановлению детско-родительских отношений, взаимодействия ребенка с социумом.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей должна осуществляться на всех трех уровнях с участием всех субъектов профилактической работы. В семье, в которой родители не оказывают должного внимания воспитанию детей, дети не получают эмоционального контакта, им не хватает общения, соответственно, значительно затрудняется социальная адаптация детей в среде их сверстников, обществе в целом. Организация совместного досуга детей, детей и родителей направлена на решение данной проблемы. Основная задача специалиста состоит в том, чтобы способствовать снижению уровня стресса и стабилизации эмоционального состояния несовершеннолетнего, поэтому, кроме необходимости повышать уровень жизни семей, создавать все условия для интеграции детей в социум, немаловажным условием подлинной адаптации детей в обществе является предоставление возможностей для их самообразования, раскрытия их личностных способностей. Создавая детям условия для реализации их активности, их занятости во внеучебное время, частично решается проблема самовольных уходов их из семьи.

Практическая деятельность позволяет студентам включаться в решение проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семей на профессиональном уровне, что соз­дает возможность для самостоятельной постановки целей своей работы, выбора способов их реализации, ценностного обоснования и аргументи­рования способов деятельности и общения с подопечными, а также ведет к развитию субъектной позиции студентов в профессиональной деятельности.

Литература

  1. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 23-30.
  2. Гарашкина Н.В. Лекции по курсу «Технологии социальной  работы», 2005.
  3. Гарашкина Н.В. Технология социальной работы с детьми: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля. Тамбов: «Спектр», 2008.
  4. Холостова Е.И. Технологии социальной работы.  М.: ИНФРА-М, 2001.
Разделы