Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ С КЛИЕНТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ С КЛИЕНТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Н.В. Курилович
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Проблема профессионального общения для специалистов социальной работы актуальна в современных условиях. Деятельность специалиста социальной работы протекает  главным образом в форме его профессионального общения. Он должен уметь вести диалог, корректно задавать вопросы и находить нужные ответы при оказании социальной помощи клиенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации, подбирать и разъяснять информацию, связанную с решением проблем клиента.

Отмечая достижения науки в области изучения профессионального общения, следует выделить основные направления, отраженные в философских, педагогических и психологических работах: культура общения (Л.А. Байкова, Ю.В. Гусев, З.С. Смелкова); особенности коммуникативного процесса (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, В. Л. Щульц); психолого-педагогическая сущность коммуникативного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, Н. Гез, Ю. Н. Емельянова, Л. Ю. Шабалина); индивидуальные особенности партнеров по профессиональному общению (А.Г. Самохвалова, В.Н. Панкратов, С.И. Самыгин,  В.П. Шейнов); культура профессионального общения как доминанта высшего профессионального образования (Р.Я. Ахметшин, Н.Н. Васильева, В.В. Тарасов и др.) [2]..

В процессе освоения курса «Профессиональное общение» у будущих специалистов социальной работы формируется комплексное представление о сущности, содержании и структуре профессионального общения, о техниках профессионального общения, основанных на коммуникативной компетентности, коммуникативной самостоятельности, коммуникативных способностях; об особенностях эффективного профессионального общения социального работника с клиентами, с учетом их индивидуальных особенностей.

Эффективное профессиональное общение будущих специалистов социальной работы зависит от многих факторов, среди которых немаловажную роль играют  знания особенностей клиентов национально-культурного и половозрастного характера.

Как отмечает А.Г.Самохвалова, наблюдаются существенные различия в поведении мужчин и женщин во время разговора. Она считают, что обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени беседы женщина собирается с мыслями, пытается восстановить их ход. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов [3].  Такое поведение находит отражение в  характеристике ролевых моделей мужчин и женщин. Ролевые модели формируются в результате взаимодействия биологических, исторических и социальных факторов.

Специалисту социальной работы важно понимать ролевую позицию, которую занимает клиент в общении независимо от принадлежности пола. Такая позиция определяется как гендерная идентификация.

Результатом гендерной идентификации могут выступать четыре вида гендерной идентичности: 1) маскулинный тип; 2) феминный тип; 3) андрогинный тип; 4) неопределенный тип  [2,3].

Понятие «маскулинность» трактуется как состояние организма, обнаруживающего внешний вид, черты и модели поведения, характерные для мужского пола [3].

Специалисту социальной работы необходимо учесть, что мужской стиль общения выглядит более активным и предметным, но в то же время соревновательным и конфликтным, чем женский. Клиентам с данным стилем важно содержание беседы, а не его эмоциональный аспект. Такие клиенты более деятельны и властны, склонны к спорам, их отличает более высокая уверенность в себе, независимость, решительность и, кроме того, целеустремленность. Они проявляют такие черты, честолюбие, решительность, амбициозность, стремление к доминированию. Поэтому специалисту необходимо сосредоточиться на постановке конкретных вопросов, выявляющих сущность проблемы. Данный тип клиентов легче задействовать в разработке социальных проектов, в проведении общественных мероприятиях. 

«Феминностъ» - это состояние организма, обнаруживающего внешний вид, черты и модели поведения, характерные для женского пола [3]. При общении специалиста социальной работы с клиентом данного типа следует учитывать, что это человек более эмоционален, желает поделиться своими переживаниями. Такие клиенты более оживленны, для них свойственна яркая эмоциональность, заботливость, общительность. Следовательно, при выстраивании беседы с таким клиентом специалист социальной работы должен периодически задавать возвратные вопросы, чтобы клиент не отвлекался от проблемы, с которой он обратился за помощью.

Этих людей лучше привлекать к проведению благотворительных акций.

Клиент, проявляющий одновременно черты феминного и маскулинного типов обладает андрогинным типом гендерной идентичности [3]. Специалист социальной работы должен учитывать, что в зависимости от ситуации такой клиент может проявить как женские качества, так и мужские.

Задача специалистов социальной работы — своевременно и точно диагностировать гендерную идентичности партнера по общению клиента, что  поможет установить эффективные взаимоотношения, построить коммуникацию таким образом, чтобы в ней была возможность реализации внутренних установок и личностных особенностей клиента.

В процессе профессионального общения специалистам социальной работы необходимо учитывать и национальную принадлежность  клиента. Клиентами социальных служб могут быть как граждане РФ различных национальностей, так и иностранные граждане. Как правило, к специалистам социальных служб обращаются граждане бывших республик СНГ, которые являются иностранными гражданами.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

При взаимодействии с представителями различных национальностей специалист социальной работы обязан учитывать национально-психологические особенности, отражающиеся в поведении клиентов. На этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений.

Так, например, народы Средней Азии и Казахстана (узбеки, туркмены, таджики, киргизы) обладают практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями [1].

Специалисту социальной работы необходимо учесть, что представители данных национальностей настороженно относятся к представителям других национальностей.

Представители народов Северного Кавказа (адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутильцы)  обладают высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности [1].

Специалисту в работе с представителями данных национальностей следует знать, что они проявляют черты преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, обладают взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации. Поэтому, во избежание конфликтных ситуаций, в профессиональном общении с ними социальный работник должен подбирать понятные для клиентов слова, не высказывать раздражения и нетерпения.

Вежливость специалиста социальной работы высоко ценится гражданами. Культура в профессиональном общении во многом определяет успех деятельности социальной сферы и сказывается на общем уважении к социальной службе, которое предоставляет специалиста социальной работы.

Знание национально-психологических особенностей личности клиента упрощает процесс профессионального общения и повышает его эффективность. Определяя национальную группу,  будущий специалист социальной работы предполагает наличие определенной черты у ее представителя, и на основе этого строит план своей работы с клиентом.

Эффективность профессионального общения специалиста социальной работы будет зависеть и от учета им возрастных особенностей клиентов. Большая часть клиентов социальных служб относится к категории старшего поколения. В настоящее время в России третью часть всего населения составляют пожилые люди, которые нуждаются в постоянной помощи и  опеке. Социальные работники оказывают помощь на дому: доставляют продукты, лекарства, предметы первой необходимости. По данным социологических опросов большинство клиентов социальных служб выражают признательность, благодарность и доверие социальным работникам, однако по данным тех же опросов видно, что они хотели бы их видеть более общительными, понимающими. В этих желаниях кроется потребность пожилых людей в большем общении, внимании к себе.

Специалисту социальной работы следует учитывать, что люди пожилого возраста очень ранимы, поэтому в общении с ними следует выбирать слова и выражения. Строить беседу простыми фразами. Отвечать лаконично. В связи с ухудшением памяти пожилого клиента специалисту необходимо несколько раз повторить информацию, лучше записать информацию.

Все перечисленные особенности необходимо учитывать специалисту социальной службы в профессиональном общении с клиентами.

Таким образом, знание гендерных, национально-психологических, возрастных  особенностей клиентов социальных служб в профессиональном общении специалиста социальной работы повышает уровень его конкурентно способности на рынке социальных услуг, является залогом успешной профессиональной деятельности.

Литература

  1. Крысько В. Г. Этническая психология. М.: Издательство «Академия», 2008.
  2. Курилович Н.В. Формирование культуры профессионального общения социального работника в вузе. Тамбов: Изд-во ООО «Центр – пресс», 2010.
  3. Самохвалова А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций. СПб.: Речь, 2012 .
Разделы