Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГОРОД, ГДЕ СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГОРОД, ГДЕ СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ»

Л.М. Горячева
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
l.m.goryacheva@mail.ru 

Организации проектной деятельности будущих бакалавров социальной работы в процессе вузовской подготовки студентов предполагает формирование у них устойчивой мотивации к деятельности, направленной на совершенствование окружающего социума и помощи конкретным клиентам социальной работы, освоение ими специальных знаний, умений и навыков для реализации практических заданий социального проекта. Социальное проектирование, как подчеркивает В.А.Луков, заключается в «конструировании индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [1].

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого на кафедре социальных наук, где проходит наше исследование, мы разработали специальное  руководство по социальному проектированию для студентов - бакалавров социальной работы. В рамках подготовки выпускной квалификационной работы каждый студент (можно группы студентов) разрабатывает и реализует социальный проект в учреждении социального обслуживания, социальном центре, общественной организации. Социальный проект понимается как формулирование проектных целей; создание для этих целей социальных учреждений, физических объектов, объектов социальной защиты; разработка и утверждение соответствующих документов-программ, планов, расчетов, смет; расчет необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, временных); комплекс управленческих решений, мероприятий по достижению поставленных целей.

Текст социального проекта, как правило, включает следующие разделы:

1. Название проекта. Оно должно быть кратким, ярко сформулировано, выражать основную идею содержания, расшифровывать её.

2. Введение – краткое описание актуальности проекта, определение значимости проблемы, решению которой призван способствовать проект. Может также включать анализ исторических и теоретических источников, имеющегося опыта, нормативно-правовой базы федеральных и региональных уровней, значимость заявленной проблемы для региона.

3. Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Основные требования к формулировке цели таковы: достижимость в рамках этого проекта; безусловность – изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ; предусмотрение итогового результата проекта; соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

В работе над проектом мы учим студентов дифференцировать понятия «цель» и «задачи». Задача - это частица цели, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Понятие «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

4. Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое предполагается, чтобы достичь цели проекта. Студенты усваивают, что лучше начинать с того что надо использовать, затем переходят к тому что не надо использовать Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).

5. Планирование проекта - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Это часть механизма реализации, когда устанавливается перечень и порядок мероприятий по проекту. Здесь указываются организационные действия: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются результаты.

6. Материально-техническое обеспечение – источники формирования финансовых и социальных ресурсов, необходимых для реализации проекта.

7. Результаты проекта - это то, что предполагалось достичь, т.е. воплотить проект в жизнь.

При описании результатов следует руководствоваться формулировкой блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности.

В данной статье мы подробнее рассмотрим алгоритм разработки социального проекта на примере проекта «Тула – город, где старость в радость».

В 2006 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) инициировала исследовательский проект «Город, где старость в радость». Этот проект предполагает создание в любом городе условий для благоприятного проживания пожилых людей. В таком городе социальная политика, услуги и структуры создаются с расчетом, чтобы в любом возрасте человек мог жить активно, быть уверенным в завтрашнем дне, сохранял хорошее здоровье и полноценно участвовал в жизни общества.

1 октября 2007 года ВОЗ выпустила первое Глобальное руководство по созданию в городах благоприятных условий для пожилых людей [2]. Руководство предназначено, прежде всего, для тех, кто занимается планированием городов, но также и для пожилых граждан, которые могут использовать его для отслеживания прогресса на пути создания в городах более благоприятных условий для пожилых людей. Мы изучили содержание этого Руководства и на основе его анализа определили методологические основы создания и функционирования проекта, основные физические и социальные атрибуты и необходимые службы, которые должны быть в городе, в котором созданы благоприятные условия для пожилых людей.

Для лучшего понимания методологии составления плана социального проекта «Город, где старость в радость» необходимо рассматривать понятие «Активное старение».ВОЗ пропагандирует идею «активного старения» — это концепцию, нацеленная на содействие политике, которая бы поддерживала активность людей максимально долго. Здоровье, благополучие и производительность в пожилом возрасте зависят от целого ряда факторов, и при наличии правильной среды люди могут наслаждаться более продуктивной жизнью. Под активным старением понимается процесс «оптимизации возможностей для сохранения здоровья, обеспечения социальной защищенности и  участия в жизни общества в  целях улучшения качества жизни в пожилом возрасте» [3].

В городе, где старость в радость (где условия благоприятны для ведения активного образа жизни в пожилом возрасте): признают различия среди пожилых людей; способствуют активному включению пожилых людей во всех сферах жизни общества; уважают их решения и выбор стиля жизни; прогнозируют нужды и предпочтения людей пожилого возраста и учитывают их при планировании продуктов и услуг для пожилых людей.

Цель нашего участия в этом проекте - повысить уровень осведомленности населения, общественности, органов управления города о потребностях местного пожилого населения, пробелах в удовлетворении этих потребностей и генерировать идеи по улучшению ситуации в социально-геронтологической работе в городе.

Проект проходил в два этапа:

1)         Научно-исследовательский этап. На этом этапе мы провели 8 фокусированных групповых интервью с тремя категориями населения: сами пожилые люди, волонтеры, неформально заботящиеся о пожилых, представители государственных и коммерческих организаций, оказывающие услуги пожилым людям.

2)         Прикладной этап. На этом этапе нами был подготовлен отчет для администрации г. Тулы, а также заинтересованных лиц и организаций для дальнейшего улучшения условий проживания в городе. В отчете представлен анализ данных, полученных в результате фокусированных групповых интервью, и разбитых по восьми темам, определенным ВОЗ: «Здания и улицы»; «Транспорт»; «Жилье», «Уважение и включенность»; «Участие в жизни общества»; «Общественная деятельность и работа по найму»; «Информация и коммуникации»; «Социальные и медицинские услуги».

В рамках каждой темы представлены следующие категории: 1. Черты города Тулы, способствующие «радостной», благополучной жизни пожилого человека; 2. Над чем следует поработать; 3. Что предложено предпринять для дальнейшего улучшения жизни пожилых людей в городе.

Анализ полученных данных позволил нам разработать рекомендации, помогающих решить ряд проблем пожилых людей. Некоторые рекомендации можно было легко воплотить в жизнь усилиями самих пожилых людей, например, посадка деревьев во дворе с помощью соседей и предоставлением саженцев лесным хозяйством. Некоторые преобразования, такие как, наведение порядка в медицинских учреждениях и на дорогах, потребовали жесткого контроля администрации и правоохранительных органов города.

В любом проекте ведущую роль на разных ее этапах играют разные его участники. По нашему мнению, инициативная группа студентов нашего проекта могла бы служить катализатором многих из предложенных преобразований. Соответственно, для развития проекта «Тула - город, где старость в радость» мы создали такую группы, в основу работы которой легло выполнение конкретных заданий и подготовка отчета по данному проекту. Мы активно привлекаем самих пожилых людей в работу по осуществлению проекта.

Результаты нашего исследования нашли свое отражение в создании памяток, методических рекомендаций для студентов и социальных работников. Кроме того, наш проект был отобран для участия в европейском конкурсе «IX Европейская выставка научно-технического творчества молодежи MILSET Expo-Sciences Europe (ESE 2012)» (июль2012,Тула). На выставке мы представили результаты нашего исследования, отчеты данных фокусированных интервью. Члены администрации г. Тулы, а также представители общественных и коммерческих организаций заинтересовались нашим исследованием, и мы смогли начать реализацию социального проекта в городе.

В заключении подчеркнем, что подобный инновационный социальный проект может стать продуктивным ресурсом социальной защиты пожилых людей в г. Тула и быть модельным проектом для других городов Тульской области.

В ходе исследования и подготовки студентов мы планируем дальнейшую разработку других актуальных социальных проектов и их реализацию в Тульском регионе с помощью специально подготовленных студентов.

Литература

  1. Луков, В.А. Социальное проектирование [Текст] : учеб. пособие / В.А. Луков.- М. : Московский гуманитарный университет: Флинта, 2007.
  2. Новое руководство по созданию в городах благоприятных условий для пожилых людей [Текст] // Руководство для специалистов по планированию городов и пожилых граждан: Лондон/Женева.- 2007
  3. Активная старость: Политическая основа [Текст] // Принципы формирования активной старости с позиций ООН: Женева.- 2002.
  4. Методология проведения проекта «Город, где старость в радость» [Текст]// Ванкуверский протокол: Программа по старению ООН.- 2006.
Разделы