Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА 

Н.И. Мамонтова
Костромской государственный университет  имени Н.А. Некрасова
natalia.mamontova@yandex.ru

Процессы демократизации и гуманизации российского общества, серьезные изменения в ценностных основаниях и содержательных ориентирах профессиональной деятельности предъявляют новые требования к выпускникам высшей школы. В значительной мере достичь этого можно путем разумного использования потенциалов информационной среды вуза, так как умение совершать информационный обмен, добывать знания с использованием информационно-коммуникационных технологий, защищать себя от потока негативной информации становятся сегодня важным условием социального развития студента, формирования его индивидуальности. Ориентированность молодого человека в информационном пространстве выступает как актуальная проблема возраста и как значимое требование к профессионалу и социально зрелой личности.

Современная педагогика стремится к поиску опосредованных, косвенных методов воспитания человека. Использование потенциалов среды – один из таких способов. Среда образовательного учреждения значительно отличается от условий «открытого» социума, она целенаправленно создана для оптимального развития молодого человека. В такой среде обучающийся имеет свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, способствующим его позитивному личностному и профессиональному становлению, обезопасен от негативных информационных воздействий. Поэтому очевидна необходимость максимального использования особенностей и ресурсов этой среды высшего учебного заведения в подготовке студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод и о том, что изучение информационной среды учебного заведения привлекает все большее внимание российских и зарубежных исследователей в области педагогики. Информационная среда вуза представляется нам как совокупность информационных событий, информационных объектов, структур и условий,  позволяющих обучающимся сформировать  требуемые в современном быстроменяющемся информационном обществе качества личности, овладеть духовно-нравственными ценностями, обеспечивающими успешность социального функционирования в нем. Она обладает, по нашему мнению, следующими возможностями, связанными со спецификой ее содержания: 1. Инициирует коммуникацию. 2. Расширяет пространство для самообразования, самовоспитания и самореализации. 3. Индивидуализирует процесс накопления личностью социального опыта за счет интеграции учебной и внеучебной деятельности научного исследования и социальной практики. 4. Активизирует социальный и профессиональный выбор, жизненное самоопределение.

Эффективность использования потенциалов информационной среды вуза в процессе социально-профессионального становления студентов зависит от соблюдения определенных педагогических условий (совокупности обстоятельств, влияющих на эту эффективность).

В ходе анализа и обобщения опыта создания и функционирования информационно-образовательной среды образовательных организаций различного уровня: общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школы, нами был сформулирован ряд таких педагогических условий.

Первое условие предполагает насыщенность информационной среды вуза, ее мобильность и безопасность.

Под насыщенной информационной средой вуза следует понимать количественную достаточность информации, богатство информационных влияний, множественность информационных потоков, их наполненность событиями, ситуациями, отношениями, программно-техническая и научно-методическая обеспеченность.

Мобильность информационной среды вуза предполагает ее готовность обеспечить адекватность и адресность социального воспитания, соответствие ее содержания реальным возможностям и потребностям конкретного обучающегося, способность среды быстро реагировать на динамично меняющийся мир.

Безопасная информационная среда - это такая среда, которая обеспечивает защиту студента от негативного влияния неполной, неточной, недостоверной информации, вооружает их эффективными способами выстраивания коммуникации, расширяет и обогащает опыт социального взаимодействия с другими людьми в различных сферах жизнедеятельности.

Вторым условием выступает обеспечение преемственности и единства деятельности субъектов информационной среды вуза в процессе социального воспитания студентов.

Под преемственностью мы понимаем процесс сохранения и передачи знаний и опыта, актуальных для конкретного периода развития общества, социально-профессинальной деятельности выпускника.

Наряду с преемственностью важным условием социального воспитания в информационной среде вуза является единство деятельности ее субъектов.

Реализация этого условия призвана обеспечить общность, цельность, неразрывность информационной среды социального воспитания студентов, ориентирует на взаимную связь структурных элементов, преемственность содержания через использование потенциалов традиций.

Третье условие – включение ресурсов информационной среды вуза во все виды образовательной деятельности и социальной практики:1. Учебную (компановка различных информационных ресурсов, развитие межпредметной интеграции и междисциплинарных связей, аккумулирование фактов данных, материалов, разработка специальных программ, систематизация ресурсов электронной библиотеки, использование wi-fi-ресурсов). 2. Научную (проведение общероссийских и международных конференций и семинаров, круглых столов, недель науки, конкурсов студенческих работ, студенческих общеуниверситетских и общеинститутских конференций, публичных лекций и психологических тренингов зарубежными учеными; открытый доступ к залу редкой книги, электронной библиотеке, диссертациям и авторефератам). 3. Досуговую (включение студентов в художественно-эстетическое (поэзия, музыка, хореография, рукоделие и пр.), обрядово-ритуальное (гимн факультета, форма, знаки отличия, символы и т.п.), игровое взаимодействие). 4. Социальную практику (осуществление студентами социальных и профессиональных проб,  разработка и реализация проектов, социальных акций).

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности предложенных педагогических условий социально-профессионального становления студентов в информационной среде вуза строилась нами с использованием комплекса методик: модифицированной анкеты, методик «Сравнительные события» и «Суждения», анкеты удовлетворенности жизнью. Для выяснения меры социальности - анкеты социальной адаптации (М. Дж. Смит), диагностики типа поведенческой активности (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк), методики многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл) для установления автономности личности и методики М.И. Рожкова.

Все диагностические мероприятия  проводились дважды - на этапе констатирующего эксперимента (сентябрь-октябрь 2009 и 2010 гг.) и по завершении опытно-экспериментальной работы (февраль 2013 г.).

Базой исследования явился Институт педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало 302 студента, из них в экспериментальной группе 213, в контрольной - 89 человек.

В результате опроса студентов была установлена степень информированности студентов. На основании полученных данных, было установлено:

- в экспериментальной группе наблюдается по всем вопросам более выраженная динамика информированности, чем в контрольной;

- значительно чаще студенты экспериментальной группы стали использовать возможности информационной среды института для решения учебных задач. Прирост по очень высокому уровню (ответ: использую очень часто, почти ежедневно) составил 10,8% (в контрольной группе – 2,2%), по высокому уровню (ответ: часто) – 16,9% (контрольная группа – 6,7%);

- для подготовки к внеаудиторным делам возможности информационной среды используются реже как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако и в этом случае при равных стартовых возможностях отмечается рост показателей в экспериментальной группе (по очень высокому и высокому уровням – 9,9% и 16,9%);

? студенты экспериментальной группы выше проявляют способность к критической оценке информации. В частности, заметен рост в экспериментальной группе (11,2% и 22,6% соответственно, тогда как в контрольной группе рост составил 5,6% и 12,3%);

- по данным первичной диагностики студенты обеих групп ниже оценивали собственные практические умения, связанные с использованием потенциалов информационной среды. Так, например, очень высоко оценили собственные умения только 4 студента экспериментальной группы и 3 студента из контрольной группы. Прирост в экспериментальной группе по этому вопросу в конце опытно-экспериментальной работы составил: очень высокая оценка – 15,5%, высокая оценка – 30,6%. В контрольной группе прирост значительно ниже – 5,6% и 7,9% соответственно;

- студенты экспериментальной группы значительно чаще демонстрируют избирательность в отношении информации. В экспериментальной группе: по очень высокому уровню – 14,6%, по высокому – 8,9%; в контрольной группе – 3,4% и 2,2% соответственно.

Проведенное исследование продемонстрировало, что предпринятые в ходе опытно-экспериментальной работы усилия значительно изменили и уровень информационной компетентности студентов, и их включенность в информационную среду института, и их отношение к информации.

Оценку информационной среды института мы осуществляли с привлечением экспертов. Каждый из параметров оценивался по 10-балльной шкале. Результаты, полученные в ходе первичной и повторной диагностики, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты компетентной оценки эффективности информационной среды Института педагогики и психологии

Параметры

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Оптимальность

5,2

6,3

Доступность

4,6

7,8

Открытость

2,4

6,1

Дополнительность

2,1

6,3

Безопасность

6,4

7,8

Комфортность

4,3

7,1

Методическая обеспеченность

3,2

7,8

Из экспертной оценки видно, что целенаправленные усилия по изменению и модернизации информационной среды института дали определенные результаты. Итоговые оценки выше по каждому из заявленных параметров. К моменту окончания опытно-экспериментальной работы эта разница также сохраняется при отдельном анализе ответов экспертов.

Обработка диагностических материалов по показателям «активность», «адаптивность», «автономность» позволяет зафиксировать более высокие результаты социализированности студентов экспериментальной группы, чем контрольной.

Проверка этого вывода по методике М.И. Рожкова показала прирост по социальной активности в экспериментальной группе в 1,75 раза, по автономности в 1,53 раза, по самостоятельности и нравственности выбора в 1, 32 раза.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что при реализации предложенных нами педагогических условий происходят значительно более выраженные личностные изменения у студентов экспериментальной группы. Это подтверждает эффективность использования потенциалов информационной среды вуза в социально-профессиональном становлении студентов при создании определенных педагогических условий.

Литература

  1. Информационно-образовательная среда вуза [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid
  2. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю.Г. Коротенков. - М. : Издательский центр «Академия Айти», 2002.
  3. Мамонтова, Н.И. Модель социального воспитания студентов в информационной среде вуза (на примере института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова) / Н.И. Мамонтова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 1. – С. 160-163.
  4. Мамонтова, Н.И. Влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов / Н.И. Мамонтова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 2. – С. 114-117.
Разделы