Сведения об образовательной организации

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова
Тамбовский государственный университет имени Г Р. Державина

В последние годы теория и практика профессионального образования обогатилась новыми направлениями и технологиями подготовки конкурентоспособных кадров социальной сферы. Немаловажное место среди них занимают компьютерные технологии. Овладение функциональными возможностями новых компьютерных технологий и их включение в сферу решения профессиональных социально значимых задач становится неотъемлемым качеством современного специалиста социальной сферы и проявляется в уровне сформированности его компьютерной компетентности как составляющей профессиональной компетентности [1].

В условиях развития информационного общества и информатизации социальной сферы высока потребность в специалистах, имеющих высокий уровень компьютерной компетентности, но, вместе с тем, выпускники вузов не всегда готовы к реальной интеграции компьютерных технологий в свою профессиональную деятельность. В этой связи, актуальным представляется выявление особенностей формирования компьютерной компетентности в процессе вузовской подготовки кадров социальной сферы, в частности будущих социальных работников [2].

Компьютерная компетентность  социального работника как  неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности, представляет собой интегральное личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к компьютерным технологиям как способу и средству совершенствования технологического оснащения профессиональной деятельности и собственного становления и развития как будущего специалиста; осознанном интересе к компьютерным технологиям и сформированных мотивах непрерывного овладения ими для решения учебных, исследовательских и профессиональных задач; устойчивых знаниях в области информационных технологий, представлений об их роли и месте в совершенствовании технологий социальной работы; умениях и навыках их уместного использования при решении профессиональных задач в этических границах профессии.

Компьютерная компетентность – это уровневая характеристика, формируемая  поэтапно  с момента начала изучения компьютера как предмета изучения до включения его в технологии деятельности в качестве орудия труда. При этом на разных этапах использования компьютерной техники компьютерная компетентность усложняется, наполняясь новым содержанием.

В процессе формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе, должны находить отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, которые в своем единстве обеспечивают условия успешной профессионализации будущего специалиста с акцентом на практический аспект знаний.

В соответствии со сказанным выше, нами выделены следующие структурные компоненты компьютерной компетентности социального работника: когнитивный, операциональный и аксиологический.

Когнитивную составляющую компьютерной компетентности определяют знания об объекте изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности. Современный специалист социальной работы может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о возможностях применения компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности, о способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач.

Критерием сформированности когнитивного компонента компьютерной компетентности мы считаем выраженную степень сформированности теоретических знаний в области компьютерных технологий, представлений о возможностях компьютерных технологий, понимания задач профессиональной деятельности, знаний способов их решения средствами компьютерных технологий.

Данный критерий характеризуется совокупностью следующих показателей:

- качество теоретических знаний по компьютерным технологиям;

- академическая успеваемость по курсу информационных технологий;

- профессиональная осведомленность в области применения компьютерных технологий.

Операциональный компонент выражается в умениях и навыках осуществления известных способов профессиональной деятельности, а также  личностных качествах, адекватных профессиональной деятельности социального работника. В этой группе мы выделяем умения, навыки, а так же виды деятельности которые формировали бы данные умения и навыки в ходе применения компьютерных технологий.

В качестве критерия сформированности операционального компонента компьютерной компетентности мы выделяем сформированность умений и навыков использования компьютерных технологий в социальной сфере.

Данный критерий характеризуется совокупностью следующих показателей:

- степень владения умениями и навыками использования компьютерных технологий для решения учебных и профессиональных задач;

- креативность в решении задач профессиональной деятельности средствами компьютерных технологий;

- умение адаптировать полученные знания в области компьютерных технологий в профессиональную деятельность.

Рассмотренные нами компоненты в структуре компьютерной компетентности будущего социального работника означают, что для совершения целенаправленной профессиональной деятельности необходимы знания, умения, навыки в данной области. Но любая деятельность вызвана определенными потребностями, и, следовательно, определена соответствующей мотивацией и целью.

Поэтому, в связи с особым значением мотивов, целей, ценностных установок в деятельности будущих социальных работников и вузовской подготовке специалистов к осуществлению данной деятельности средствами компьютерных технологий, мы считаем закономерным добавить в структуру компьютерной компетенции аксиологический компонент. Вузовский этап формирования компьютерной компетентности особенно важен, поскольку именно на данном этапе осуществляется системное формирование аксиологического компонента [1].

Аксиологический компонент компьютерной компетентности будущего социального работника отражает профессионально-личностную заинтересованность в отношении использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности, включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, осознание будущим специалистом социальной работы значимости применения компьютерных технологий в предстоящей профессиональной деятельности, его потребность успешно решать профессиональные задачи средствами новейших компьютерных технологий и активный интерес к процессу и результату их решения, стремление постоянного совершенствования знания в части использования средств компьютерных технологий при решении профессиональных задач, стремление к успеху и самореализации, творческое отношение к деятельности.

Критерием сформированности аксиологического компонента компьютерной компетентности мы считаем степень сформированности выраженного интереса будущего специалиста к компьютерным технологиям, его мотивации на овладение данными технологиями и их использование при решении профессиональных задач.

Данный критерий характеризуется совокупностью следующих показателей:

- осознание значимости  использования КТ  в будущей профессиональной деятельности;

- инициативность в применении КТ в деятельности;

- познавательная и прикладная активность в области компьютерных технологий.

Приведенные критерии и показатели сформированности структурных компонентов компьютерной компетентности служат исходными данными для определения уровней сформированности (низкий, средний, высокий) этого качества у будущих социальных работников[1].

Формирования компьютерной компетентности социального работника в процессе  вузовской подготовки становится более успешным при соблюдении ряда педагогических условий, а именно:

- непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности (путем включения в вузовский региональный компонент учебного плана подготовки социальных работников дополнительно разработанных учебных дисциплин и дидактических заданий, усиливающих ценностное отношение студентов к компьютерным технологиям);

- использование информационных технологий в процессе вузовского обучения будущих специалистов на межпредметном уровне;

- включение средств дистанционного обучения в процессе их вузовской подготовки.

При обосновании и апробации педагогического условия о необходимости непрерывного развития у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, автор исходил из того, что любая деятельность, в том числе по освоению студентами компьютерных технологий (на начальном этапе) и использованию их в учебной и квазипрофессиональной деятельности полимотивирована (Е.П.Ильин). Поэтому при реализации вариативных дисциплин «Применение компьютерных технологий в социальной работе» и «Специализированное программное обеспечение в социальной работе» в процессе опытно-экспериментальной работы, использовались подготовленные автором дидактические задания, стимулирующие интерес студентов к редко используемым ими средствам компьютерных технологий: иллюстрация авторской позиции с помощью средств графического обобщения информации (таблицы, схемы, гистограммы); подготовка выступлений, сопровождающихся электронной презентацией, включение в них видео- и аудиоматериалов; создание электронных вариантов личных дел клиентов; разработка структуры электронных таблиц для обобщения результатов мониторнга; создание образцов информационно-рекламных материалов для того или иного социального учреждения и др. Благодаря этому у студентов развивался интерес и потребность в дальнейшем совершенствовании собственных знаний и умений, расширяющих их профессиональные возможности, что в целом способствовало росту познавательной активности в области компьютерных технологий, формированию положительной мотивации на овладение ими.

Актуализация межпредметных связей осуществлялась в процессе учебно-познавательной деятельности студентов, в котором аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чаты, форумы, виртуальные экскурсии, виртуальные доски и др.). В этой части исследования участвовали преподаватели Института педагогики и социальной работы» ТГУ им. Г.Р. Державина, ведущие ряд дисциплин учебного плана специальности «социальная работа» («История социальной работы», «Теория социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»), а также осуществляющие руководство курсовым и дипломным проектированием.

Для этого в процессе формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников значительное внимание уделялось установлению и усилению межпредметных связей между дисциплинами учебного плана, в том числе на основе обобщения их содержания (электронные учебники), визуализации части содержания учебных дисциплин (электронные экскурсии, видеоматериалы, записанные на DVD), организации дискуссий по межпредметной тематике (дискуссионные доски) и др.

Результаты исследований показали, что вследствие осознания значимости компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, студент с большим интересом включается в работу с компьютером, овладевает новыми электронными программными продуктами.

Третье педагогическое условие (включение средств дистанционного обучения в процессе вузовской подготовки будущих специалистов социальной работы) реализовывалось в двух направлениях: подготовка дистанционных курсов для будущих социальных работников, обучающихся в ТГУ имени Г.Р.Державина и студентов Индианском государственном университете (США) («Социальная работа за рубежом», «История социальной работы в России и США»); организация дистанционных контактов студентов и преподавателей с базами практики [3].

На основании приобретенного в ходе экспериментальной работы опыта сделан вывод о том, что включенные в дистанционные курсы программные средства являются необходимым инструментом для формирования компьютерной компетентности будущего социального работника.

Начальный этап формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе (1 курс), включает в себя изучение основного курса «Информатика». Основное внимание здесь уделяется вопросам современного состояния, уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств. На этом этапе студенты изучают служебное (архиваторы, антивирусные программы и т.д.) и прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовый редактор MSWord, табличный процессор MS Excel, базы данных MS Access, компьютерная презентация MS PowerPoint), программные оболочки, операционные системы Windows XP/Vista/7.

Ведя исследовательскую деятельность, студенты старших курсов (2, 3 курсы – учебно-профессиональный этап формирования компьютерной компетентности) используют компьютерное моделирование различных прикладных задач  и современные информационно-компьютерные технологии (например, при написании курсовой работы, составляют электронные социальные паспорта).

Со второго курса студенты получают дидактические задания на практику, например: используя программу PowerPoint, подготовить компьютерные презентации своих отчетов по практике; используя программу CorelDraw – создать эмблему социального учреждения (базы практики); используя табличный процессор Excel – построить диаграммы и гистограммы динамику обращений социальных клиентов в учреждения социальной защиты населения и т.д.). На этом этапе с использованием средств информационно-компьютерных технологий, наряду с объяснительно-иллюстративным методом, используются такой метод обучения, как проблемный.

На старших курсах (квазипрофессиональный этап) ведется подготовка по такой дисциплине информационного блока, как «Информационные технологии в социальной сфере», имеющий в основном теоретическую направленность. Это обосновало разработку и внедрение в подготовку будущих социальных работников авторского курса «Специализированное программное обеспечение в социальной работе», который имеет практикоориентированную направленность.

При отборе содержания, форм и методов обучения как для инвариантных учебных дисциплин – «Информатика», «Информационные технологии в социальной сфере» (определены базовым учебным планом специальности «социальная работа»), так и вариативных – «Интернет технологии» (входят в регионально-вузовский компонент учебного плана) автор ориентировался на обеспечение субъектам учебной деятельности выбора из множества вариантов с учетом индивидуальных интересов и потребностей, что стимулировало активное использование студентами компьютерных технологий в различных видах учебной, исследовательской и квазипрофессиональной деятельности. В своей совокупности все это обеспечивало единство профессионально-ориентированной информации, непрерывность образования, поступательное движение к открытой образовательной системе, реализующей личностно-ориентированный, деятельностный и контекстный подходы в подготовке высококлассных кадров социальной сферы.

Литература

1. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Формирование компьютерной компетентности социального работника в вузе: аксиологический подход // Становление профессии "социальный работник": опыт и перспективы: материалы III Международной научно-практической Интернет-конференции 24-28 октября 2012 г. / под ред. Н.В. Гарашкиной; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012.

2. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как условие профессиональной компетентности социального работника  // Мат-лы международной научно-практической конференции «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект образования» – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

3. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Об опыте организации международного (Россия, США) дистанционного обучения для будущих специалистов социальной работы в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуман. науки. 2007. № 12-1. С. 181-185.

Разделы