Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Мещерякова Е.И.
Россия, Воронежский институт МВД России
elenamsol@yandex.ru

Одним из важнейших направлений профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) является  педагогическое общение, т.е. специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с несовершеннолетними. Содержанием такого общения становится обмен информацией, а также оказание воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств. Эффективность социально-психологического взаимодействия во многом определяется уровнем культуры общения специалиста - сотрудника ПДН, формирование которой осуществляется в период обучения курсантов в вузах МВД России.

Проблемы формирования культуры общения будущих специалистов в период обучения в вузе исследуются в самых разных аспектах, и такие исследования сохраняют свою актуальность. При этом если раньше формирование культуры общения исследовалось главным образом в контексте формирования педагогической культуры (В.А. Беликов, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт и др.), а также развития педагогического общения и педагогической коммуникации (В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Д. Ширшов и др.), то сейчас активно исследуются такие направления формирования культуры будущих специалистов как формирование культуры вербального (Н.Л. Грейдина, И.И. Зарецкая, И.А. Мазаева, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко, О.В. Шмайлова и др.) и невербального (И.А. Ахьмова, Н.В. Белякова, В.Ю. Николаичев, А.А. Позднякова, Т.А. Сапегина и др.) общения.

Однако объектом таких исследований чаще всего становится формирование культуры общения будущих педагогов. Что касается исследования проблем формирования культуры общения сотрудников ПДН в аспектах формирования культуры вербального и невербального общения, то должного обоснования в современной педагогической науке они не получили. Хотя педагогическая деятельность является важной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ПДН, а от того, насколько сформирована культура общения специалиста в период обучения в ведомственном вузе, в значительной мере зависит эффективность и результативность профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, их успешная социальная адаптация.

Культура общения сотрудника ПДН находит отражение в педагогической технике, включающей технику речи и жестикуляции, мимику и походку, а также многое другое, что становится средством решения педагогических задач, стоящих перед сотрудниками в процессе осуществления педагогической деятельности с несовершеннолетними.

Традиционно в педагогической технике сотрудника ПДН выделяются три направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (это, прежде всего, слово как основной феномен речи); 2) использование неречевых (невербальных) средств (это мимика, жестикуляция, прикосновение и т.п.); 3) использование обстановочно-поведенческих средств (это окружающая обстановка, в которой осуществляется воспитание, поза, перемещения, дистанцирование сотрудника ПДН в процессе воспитания и т.п.).

Главная роль отводится использованию речевых средств, при этом речь в процессе воспитания несовершеннолетних используется не только для передачи информации, но и для воздействия на чувства, поведение, отношение несовершеннолетнего к сотруднику ПДН. Однако эффективность речевого воспитательного воздействия может быть значительно повышена, если правильно подобраны средства невербального общения – мимика и жесты, поза и походка и т.п.

Мимика является главным показателем чувств человека, а несовершеннолетний должен быть уверен в том, что сотрудник ПДН стремится помочь ему в сложной жизненной ситуации, что он понимает и сопереживает ему, испытывает к нему добрые чувства. Мимика неразрывно связана с речью, а выражение лица способно как усилить, так и снизить воспитательный эффект того, о чем говорит с несовершеннолетним сотрудник ПДН. Сотрудник ПДН, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку и достаточно высокий уровень сформированности культуры невербального общения, умело использует мимические средства для придания своему лицу той выразительности, которая так необходима для воспитательной работы с несовершеннолетними, очень тонко чувствующими отношение к себе воспитателя. Нельзя допускать расхождения между содержанием речи и выражением лица. Ведь одни и те же слова могут приобретать различный смысл при разном выражении лица. Нередко в работе сотрудника ПДН возникают обстоятельства, когда и выражение его глаз, и вся его мимика призваны замаскировать его действительное состояние и его отношение к несовершеннолетнему (его поступкам). Это требует особого умения управлять собой, а возможно и определенного артистизма.

Повысить эффективность воспитательного взаимодействия сотрудника ПДН с несовершеннолетними можно и такими средствами невербального воздействия как жесты, движения.  С помощью жестов полезно иллюстрировать свои слова, суждения, а иногда и заменять их, выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, привлекать внимание к отдельным словам, направлять поведение, требовать соблюдения установленных правил и т.д. При этом жестикуляция не должна быть обильной или стереотипной, бессмысленной или агрессивной. В ходе воспитательной деятельности сотруднику ПДН важно не только следить за своей жестикуляцией, но и за тем, как она воспринимается несовершеннолетним. Полезно наблюдать и за жестикуляцией воспитуемого. Чаще всего активная жестикуляция сотрудника ПДН в ходе воспитательной беседы с несовершеннолетним воспринимается им как признак заинтересованности и дружелюбия. Однако чрезмерная жестикуляция может быть воспринята как выражение беспокойства или неуверенности в том, что говорит воспитатель.

В качестве средства невербального воздействия может быть использовано прикосновение. Особенно полезным оно оказывается при работе с несовершеннолетними младшего возраста. С помощью прикосновения можно не только привлечь внимание ребенка, но и выразить к нему свое отношение, установить с ним более тесный контакт. Коснувшись руки или плеча несовершеннолетнего, можно успокоить его, снизить напряжение в разговоре с ним и т.п. Однако сотрудник ПДН должен помнить, что у многих детей, не привыкших к подобному отношению, прикосновение может вызвать тревогу, настороженность, непонимание, неприятный осадок. Любому несовершеннолетнему неприятно и прикосновение, имеющее оттенок давления или силы.

Формирование культуры невербального общения, находящей отражение в использовании рассмотренных и многих других средств в процессе педагогической деятельности сотрудников ПДН по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, предполагает усвоение курсантами в период обучения в ведомственных вузах широкого спектра самых разных невербальных средств и методов, стимулов внешней для несовершеннолетнего среды, овладение способами их осмысленного и эффективного использования в различных ситуациях взаимодействия с несовершеннолетними, а также овладение способами преодоления проблемных и конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе общения с несовершеннолетними групп риска, приобретение навыков выдвижения оригинальных вариантов их разрешения.

В процессе формирования культуры невербального общения курсантов в период обучения в ведомственных вузах особенно важно развивать их личностную мотивацию как основу культурного невербального социального взаимодействия и в учебной, и во внеучебной деятельности. На этой основе могут быть созданы условия для достижения высокого уровня культуры невербального общения в предстоящей профессиональной деятельности сотрудников ПДН. 

   
Разделы