Сведения об образовательной организации

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ 

Бескровная Е.А.
Россия, СОШ №149, г. Москва
beso512@yandex.ru

Интеграция России в мировое экономическое пространство привели к становлению рыночной экономики и возникновению новых форм деловых отношений. В этой связи изменились требования к профессиональной подготовке специалистов в вузе, которая должна включать вооружение знаниями, умениями и навыками деловой культуры. Особенно это важно для специалистов менеджмента – авангарда рыночной экономики. Успешность процессов делового взаимодействия менеджеров зависит от степени их личностного соответствия современным требованиям культуры. Формирование деловой культуры будущих менеджеров в вузе приобретает в современных условиях особое значение, как направленное на установление цивилизованных рыночных отношений развитие социально ответственного, культурного бизнеса.

Исследования в области философии, социологии, психологии и педагогики  доказывают, что ведущим компонентом деловой культуры является деловое общение: А.В. Борисовым, Г.В. Бороздиной, И.П. Волковым, А.Б. Добрович, О.И. Даниленко, В.И. Венедиктовой, Н.В. Самоукиной, А.С. Ковальчук и другими деловое общение определяется как главное условие успеха деятельности и жизни человека в обществе и профессии.

Деятельность менеджеров различного уровня: от руководителей, управленцев до массового представительства в сетевом бизнесе, осуществляется в условиях непрерывного делового общения. По причине недостаточного уровня его культуры сегодня затруднительно перейти от безответственности и вседозволенности в бизнесе к полноценному социально-производственному партнерству. Менеджеры – госуправленцы, экономисты, юристы, психологи, педагоги, социологи и другие, имея достаточный уровень специальных профессиональных знаний и умений, не всегда могут себя «показать» (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Г.Б. Морозова, Н.С. Пряжников, В.А. Сухарев и другие) по причине недостаточного уровня сформированности деловой культуры в целом и культуры делового общения, в особенности.

Решающее значение в успешном заключении сделки, договора, осуществлении переговоров имеет фактор культуры, который неизбежно в ходе делового общения предъявляется менеджером в виде таких ценностей, как деловая, поведенческая, моральная надежность партнера, что в совокупности с высоким уровнем специальных знаний является деловой культурой специалиста.

Деловая надежность, как внутренняя деловая компетентность и культура менеджера, проявляется внешне. Она самопрезентуется в ходе делового общения его речью, манерами, внешним видом, подтверждающим уровень культуры и воспитанности менеджера, чем подчеркивается его надежность. Большинство молодых менеджеров мало озабочены требованиями этикета, эстетики, нравственности и адекватной динамичности. Они не подготовлены и не обращают должного внимания в процессе работы на важные элементы культуры делового общения, определяющие личный уровень владения ситуацией с нравственно-этических позиций.

Современному надежному менеджеру надлежит держаться с чувством собственного достоинства, транслируя уважительное отношение к себе и окружающим, искреннюю заинтересованность проблемой, сопричастность, желание направить диалог в позитивное русло, помочь решить проблему на основе справедливости, инициативности, решительности. Данные личностные характеристики предъявляются партнерам, клиентам, руководству и подчиненным в самом начале делового общения и определяют его ход и результат. Их презентацией молодой специалист должен показаться надежным с первого взгляда, вызвать доверие к себе. Для достижения этой цели важен внешний вид, управляемые мимика, жесты, манеры, речь, оформленные в соответствии с требованиями культуры и бизнеса.

В исследованиях по структурированию делового общения названные параметры включены в различные группы умений менеджеров и считаются общими, сквозными, вспомогательными. Группа умений самопрезентации двояко функциональна: дисциплинирует самого специалиста, организовывает его деятельность и общение, ведет к позитивным результатам и выгодно презентует личность менеджера, вызывает доверие и желание общаться у партнеров. Формирование культуры делового общения будущего менеджера в вузе с акцентом на умения самопрезентации обеспечит его поведенческую адекватность в ситуации делового общения в будущем, повысит его шанс на успешную карьеру в выбранной  профессии.

В историко-современной отечественной и зарубежной научной литературе обозначен ряд направлений рассмотрения содержания культуры делового общения будущего специалиста в контексте профессиональной культуры:

- аспект бизнес-образования (Л.И. Евенко, В.А. Мау, Г.Б. Морозова, В.А. Сухарев, С.Р. Филонович, С.А. Щенников, И.Н. Юрочкина и др.);

- профориентологический аспект (В.И. Венедиктова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Г.Б. Морозова, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, Е.С. Яхонтова и другие); 

- коммуникативный аспект (В.С. Безрукова, И.И. Васильева, А.С. Запесоцкий, Р.А. Максимова, Е.И. Пассов, М.К. Петров, JI.М. Симонова, Г.Н. Смирнов, П.Н. Шихирев, Е.М. Ястребова и др.);

- этический аспект (В.И. Бакштановский, В.К. Борисов, И.И. Зарецкая, А.С. Ковальчук, JI.Н. Коновалова, Э.А. Уткин, Е.И. Фадеева и др.).

Несмотря на то, что осмысление феномена деловой культуры личности активно предпринимается в современной отечественной науке, исследования отражают отраслевые аспекты культуры делового общения вне целостного представления о его структуре, что минимизирует возможности ее формирования как социокультурного феномена современной производственно-общественной жизни. Отмечается недостаточность освещения теоретических и практических ориентиров, по которым можно целенаправленно осуществлять формирование культуры делового общения будущих менеджеров в вузе, уделяя особое внимание формированию умений самопрезентации. Данная группа умений нуждается в систематизации в составе умений делового общения, процесс формирования ее компонентов – в научно обоснованном технологическом сопровождении. Реальная профессиональная подготовка менеджера в вузе сегодня мало ориентирована на формирование культуры делового общения ввиду недостаточной разработанности учебно-методического и технологического обеспечения этого процесса.

Разработка данного аспекта подготовки будущих менеджеров позволит удовлетворить потребность современного общества в квалифицированных надежных менеджерах. 

Разделы