ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Голушко Т.К.
Россия, Тамбовский филиал РАНХ и ГС
tat-golushko@yandex.ru
Необходимо отметить, что становление будущего специалиста происходит под воздействием целого ряда взаимосвязанных социокультурных факторов (влияние образовательной, научной, коммуникативной, досуговой, предметно-пространственной, бытовой, управленческо-координационной среды), однако в последнее время все большее внимание обращает на себя информационная среда как часть информационного пространства, отождествляемая с деятельностью людей, в определенной степени познаваемая и управляемая ими.
Действительно, информатизация общества создала принципиально новые условия развития цивилизации, потребовав наличия развитой информационной инфраструктуры как основы прогресса во всех областях экономики, науки и техники, социальной и культурной жизни и, естественно, образования. Информационная среда, являясь ближайшим внешним по отношению к студенту (будущему специалисту) окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебно-профессиональная деятельность, формируются его личностные качества, не только определяет содержание образовательных стандартов, методы обучения в вузе, но и его интересы, потребности, мотивы, способы принятия решений и т.д.
Интенсификация происходящих изменений заставляет человека не только расширять диапазон своих способностей, приобретая новые знания, умения и навыки, охватывая иные предметные области, но и находить резервы его творческой активности, повышая конкурентоспособность и возможности профессиональной адаптации личности, а система высшего профессионального образования создает для этого все условия. В самом деле, можно указать ряд положительных моментов, характерных только для современного этапа развития вузовского образования, и, прежде всего, это появление новых, а также внедрение отдельных инновационных элементов в традиционные формы обучения.
Например, это касается дистанционного обучения, подразумевающего совместную деятельность преподавателя и студента при их географическом разделении (на б?льшую часть учебного процесса), реализуемую посредством специального информационно-методического обеспечения (сам комплекс дистанционного обучения и технические средства его сопровождения). Помимо общих преимуществ (компьютерная визуализация изучаемого материала, доступ к значительному объему данных с возможностью его хранения, автоматизированного поиска и обработки, наличие незамедлительной обратной связи) дистанционное обучение способствует повышению доступности профессионального образования, расширяя географические границы и давая возможность получения его в ином российском или зарубежном вузе (по увеличенному списку специальностей и направлений).
Таким образом информационная среда позволяет будущему специалисту значительно расширить круг его возможностей и полномочий, кроме того такое образование можно получать параллельно, поэтому, даже сменив сферу деятельности, современный выпускник вуза остается конкурентоспособным на рынке труда. К тому же собственная организация времени изучения методического комплекса, выполнения практических и творческих задач, предусмотренных в дистанционном курсе, допускает оптимальное совмещение учебной и профессиональной деятельности, что способствует развитию профессионального мышления будущего специалиста, более активному приобретению социальных навыков, появлению новых идей, а также в реальности доказывает прикладной характер приобретаемых в вузе теоретических знаний, умений и навыков.
Такая возможность появилась, прежде всего, благодаря технико-технологической составляющей информатизации и компьютеризации общества, связанной с появлением принципиально новых технических средств обработки информации, новых средств связи и методов обращения с большими массивами данных. В настоящее время разработано и внедрено огромное количество программных средств для реализации собственных идей и творческих замыслов, рассчитанные на любые категории пользователей, независимо от их предпочтений, уровня технической грамотности, интересов. Использование текстовых, графических, музыкальных редакторов, средств компьютерной анимации и презентации, программ автоматизированного перевода текстов, средств 3D моделирования позволяет в некотором смысле формализовать неформальные творческие изыскания, причем именно с появлением компьютера возникли новые направления и возможности в творчестве ранее не доступные рядовому пользователю.
Более того в информационной среде творческие способности личности получают стремительное развитие, т.к. их реализация (посредством компьютера), реализация конкретного решения, выполнение определенного действия (последовательности действий), проверка результатов не ограничивается временем и средствами. Отсутствие боязни ошибиться, вера в собственные силы и понимание четкой связи между собственными идеями, действиями по их воплощению и результатами своей деятельности ведет не только к более активной реализации творческого потенциала личности будущего специалиста, но и к развитию инновационного мышления, к развитию потребности в новых знаниях, к самостоятельности.
Действительно, использование компьютерной техники и технологий в учебной и внеучебной деятельности студентов позволяет преподавателю вуза таким образом трансформировать подачу материала (интерактивные УМК, электронные учебники, сетевые ресурсы), организовать проведение практических и лабораторных работ и контроль за усвоением знаний, что его роль сводится к минимуму и заключается в усилении индивидуализации и дифференциации обучения. Такая организация учебного процесса позволяет научить будущего специалиста самостоятельно искать пути решения поставленных задач и применять на практике полученные ими знания, а следовательно, способствует саморазвитию личности студента, умению мыслить логически и нестандартно, формированию его творческого потенциала, тем более, что в настоящее время студенты практически не ограничены в источниках информации.
В самом деле, наиболее характерными свойствами информационной среды являются динамичность, характеризующаяся экспоненциальным ростом объемов информации, а также скоростью информационных процессов и явлений, протекающих в данной среде, и непрерывное расширение ее границ (хотя определение границ информационной среды достаточно условно). В результате этого будущий специалист имеет больше возможностей в получении информации и осуществлении информационных процессов: посредством выхода в глобальные информационные сети студенты получают доступ к мировым электронным библиотекам, периодическим электронным изданиям, используя все преимущества неограниченного в объеме и скоростного обмена данными. Современные средства связи, вместе с тем, значительно расширяют географию общения, способствуя созданию контактов по всему миру, приобретению и обмену опытом не только со своими сверстниками, но и профессионалами в соответствующей области.
Несомненно, наиболее значимым в этой связи является влияние информационно-образовательной среды вуза (системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства), в котором проходит обучение будущий специалист, а именно следующие компоненты:
- библиотечные фонды вуза,
- компьютерные классы с доступом к Интернет,
- кафедральные фонды (учебно-методические разработки, учебные пособия и др.),
- электронные учебники и пособия, компьютерные презентации, тестовые и другие задания, образцы выполнения проектов;
- компьютерная техника и соответствующее программное обеспечение,
- автоматизированная система контроля знаний;
- учебно-методические комплексы,
- модульный принцип построения курсов дисциплин,
- разработка и внедрение инновационных технологий обучения,
- организация научно-исследовательской работы студентов, участия их в научно-практических конференциях.
Однако следует отметить, что информационно-образовательная среда в силу ряда причин является достаточно консервативной (по сравнению с внешней информационной средой), т.к. образовательный процесс ведется, прежде всего, в соответствии со стандартами высшего профессионального образования, которые зачастую не успевают за экспоненциальным обновлением информации. Кроме того характер, привычки человека, его потребности, стремления, профессиональные интересы и мотивы интеллектуальной и творческой деятельности формируются не только под влиянием преподавателей, одногруппников, кураторов производственной практики и иных составляющих информационно-образовательной среды вуза, но и под влиянием родителей, друзей, СМИ и иных источников информации, стремительно изменяющихся политических, экономических и социальных тенденций.
Поэтому профессионально-творческое развитие студента не ограничивается воздействием исключительно информационно-образовательной среды, которая в определенном смысле контролируема и регулируема субъектами организации учебно-воспитательного процесса, поэтому целесообразнее говорить о становлении будущего специалиста инициированном информационной средой в целом, более мобильной, более влиятельной и, к сожалению, наименее управляемой.
С одной стороны, информационная среда интенсифицирует процесс профессионально-творческого развития, акцентируя сильные стороны студента и компенсируя пробелы в знаниях, тем более, что в силу возрастных особенностей студенческой молодежи гораздо проще адаптироваться к происходящим изменениям, чем людям старшего поколения. С другой – неконтролируемый поток информации (зачастую неполной или противоречивой), излишняя механистичность информационных процессов негативным образом влияют на формирование мышления студентов, на развитие их речи, эмоциональное и физическое состояние. Уже сейчас, находясь в условиях динамично изменяющейся информационной среды, необходимо обращать внимание на следующие моменты.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что активный внешний фактор, коим и является информационная среда, «провоцирует» к активным ответным действиям как со стороны системы высшего профессионального образования в целом, так и со стороны каждого отдельного субъекта этой системы. Пассивное потребление информации ведет к сужению персонального информационного пространства, к ослаблению позиций в самоконтроле, формальному освоению получаемых в вузе знаний, умений и навыков, к деформации социальной и профессиональной направленности личности студента.
Именно поэтому профессионально-творческое развитие будущего специалиста, наряду с учетом индивидуальных (внутреннее Я, ценности, интересы, мотивы, особенности мышления, восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.), профессиональных (профессиональная мотивация, система устремлений, ценностных ориентаций, этика, этикет, профессиональные навыки, смысл труда и т.д.) и социальных (личностная позиция в системе общественных отношений) особенностей, должно выстраиваться с учетом всех преимуществ и недостатков динамично изменяющейся информационной среды.