Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ 

Голушко Т.К.
Россия, Тамбовский филиал РАНХ и ГС
tat-golushko@yandex.ru

Необходимо отметить, что становление будущего специалиста происходит под воздействием целого ряда взаимосвязанных социокультурных факторов (влияние образовательной, научной, коммуникативной, досуговой, предметно-пространственной, бытовой, управленческо-координационной среды), однако в последнее время все большее внимание обращает на себя информационная среда как часть информационного пространства, отождествляемая с деятельностью людей, в определенной степени познаваемая и управляемая ими.

Действительно, информатизация общества создала принципиально новые условия развития цивилизации, потребовав наличия развитой информационной инфраструктуры как основы прогресса во всех областях экономики, науки и техники, социальной и культурной жизни и, естественно, образования. Информационная среда, являясь ближайшим внешним по отношению к студенту (будущему специалисту) окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебно-профессиональная деятельность, формируются его личностные качества, не только определяет содержание образовательных стандартов, методы обучения в вузе, но и его интересы, потребности, мотивы, способы принятия решений и т.д.

Интенсификация происходящих изменений заставляет человека не только расширять диапазон своих способностей, приобретая новые знания, умения и навыки, охватывая иные предметные области, но и находить резервы его творческой активности, повышая конкурентоспособность и возможности профессиональной адаптации личности, а система высшего профессионального образования создает для этого все условия. В самом деле, можно указать ряд положительных моментов, характерных только для современного этапа развития вузовского образования, и, прежде всего, это появление новых, а также внедрение отдельных инновационных элементов в традиционные формы обучения.

Например, это касается дистанционного обучения, подразумевающего совместную деятельность преподавателя и студента при их географическом разделении (на б?льшую часть учебного процесса), реализуемую посредством специального информационно-методического обеспечения (сам комплекс дистанционного обучения и технические средства его сопровождения). Помимо общих преимуществ (компьютерная визуализация изучаемого материала, доступ к значительному объему данных с возможностью его хранения, автоматизированного поиска и обработки, наличие незамедлительной обратной связи) дистанционное обучение способствует повышению доступности профессионального образования, расширяя географические границы и давая возможность получения его в ином российском или зарубежном вузе (по увеличенному списку специальностей и направлений).

Таким образом информационная среда позволяет будущему специалисту значительно расширить круг его возможностей и полномочий, кроме того такое образование можно получать параллельно, поэтому, даже сменив сферу деятельности, современный выпускник вуза остается конкурентоспособным на рынке труда. К тому же собственная организация времени изучения методического комплекса, выполнения практических и творческих задач, предусмотренных в дистанционном курсе, допускает оптимальное совмещение учебной и профессиональной деятельности, что способствует развитию профессионального мышления будущего специалиста, более активному приобретению социальных навыков, появлению новых идей, а также в реальности доказывает прикладной характер приобретаемых в вузе теоретических знаний, умений и навыков.

Такая возможность появилась, прежде всего, благодаря технико-технологической составляющей информатизации и компьютеризации общества, связанной с появлением принципиально новых технических средств обработки информации, новых средств связи и методов обращения с большими массивами данных. В настоящее время разработано и внедрено огромное количество программных средств для реализации собственных идей и творческих замыслов, рассчитанные на любые категории пользователей, независимо от их предпочтений, уровня технической грамотности, интересов. Использование текстовых, графических, музыкальных редакторов, средств компьютерной анимации и презентации, программ автоматизированного перевода текстов, средств 3D моделирования позволяет в некотором смысле формализовать неформальные творческие изыскания, причем именно с появлением компьютера возникли новые направления и возможности в творчестве ранее не доступные рядовому пользователю.

Более того в информационной среде творческие способности личности получают стремительное развитие, т.к. их реализация (посредством компьютера), реализация конкретного решения, выполнение определенного действия (последовательности действий), проверка результатов не ограничивается временем и средствами. Отсутствие боязни ошибиться, вера в собственные силы и понимание четкой связи между собственными идеями, действиями по их воплощению и результатами своей деятельности ведет не только к более активной реализации творческого потенциала личности будущего специалиста, но и к развитию инновационного мышления, к развитию потребности в новых знаниях, к самостоятельности.

Действительно, использование компьютерной техники и технологий в учебной и внеучебной деятельности студентов позволяет преподавателю вуза таким образом трансформировать подачу материала (интерактивные УМК, электронные учебники, сетевые ресурсы), организовать проведение практических и лабораторных работ и контроль за усвоением знаний, что его роль сводится к минимуму и заключается в усилении индивидуализации и дифференциации обучения. Такая организация учебного процесса позволяет научить будущего специалиста самостоятельно искать пути решения поставленных задач и применять на практике полученные ими знания, а следовательно, способствует саморазвитию личности студента, умению мыслить логически и нестандартно, формированию его творческого потенциала, тем более, что в настоящее время студенты практически не ограничены в источниках информации.

В самом деле, наиболее характерными свойствами информационной среды являются динамичность, характеризующаяся экспоненциальным ростом объемов информации, а также скоростью информационных процессов и явлений, протекающих в данной среде, и непрерывное расширение ее границ (хотя определение границ информационной среды достаточно условно). В результате этого будущий специалист имеет больше возможностей в получении информации и осуществлении информационных процессов: посредством выхода в глобальные информационные сети студенты получают доступ к мировым электронным библиотекам, периодическим электронным изданиям, используя все преимущества неограниченного в объеме и скоростного обмена данными. Современные средства связи, вместе с тем, значительно расширяют географию общения, способствуя созданию контактов по всему миру, приобретению и обмену опытом не только со своими сверстниками, но и профессионалами в соответствующей области.

Несомненно, наиболее значимым в этой связи является влияние информационно-образовательной среды вуза (системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства), в котором проходит обучение будущий специалист, а именно следующие компоненты:

  1. Информационно-образовательные ресурсы:

-       библиотечные фонды вуза,

-       компьютерные классы с доступом к Интернет,

-       кафедральные фонды (учебно-методические разработки, учебные пособия и др.),

-       электронные учебники и пособия, компьютерные презентации, тестовые и другие задания, образцы выполнения проектов;

  1. Компьютерные средства обучения:

-       компьютерная техника и соответствующее программное обеспечение,

-       автоматизированная система контроля знаний;

  1. Система управления образовательным процессом:

-       учебно-методические комплексы,

-       модульный принцип построения курсов дисциплин,

-       разработка и внедрение инновационных технологий обучения,

-       организация научно-исследовательской работы студентов, участия их в научно-практических конференциях.

Однако следует отметить, что информационно-образовательная среда в силу ряда причин является достаточно консервативной (по сравнению с внешней информационной средой), т.к. образовательный процесс ведется, прежде всего, в соответствии со стандартами высшего профессионального образования, которые зачастую не успевают за экспоненциальным обновлением информации. Кроме того характер, привычки человека, его потребности, стремления, профессиональные интересы и мотивы интеллектуальной и творческой деятельности формируются не только под влиянием преподавателей, одногруппников, кураторов производственной практики и иных составляющих информационно-образовательной среды вуза, но и под влиянием родителей, друзей, СМИ и иных источников информации, стремительно изменяющихся политических, экономических и социальных тенденций.

Поэтому профессионально-творческое развитие студента не ограничивается воздействием исключительно информационно-образовательной среды, которая в определенном смысле контролируема и регулируема субъектами организации учебно-воспитательного процесса, поэтому целесообразнее говорить о становлении будущего специалиста инициированном информационной средой в целом, более мобильной, более влиятельной и, к сожалению, наименее управляемой.

С одной стороны, информационная среда интенсифицирует процесс профессионально-творческого развития, акцентируя сильные стороны студента и компенсируя пробелы в знаниях, тем более, что в силу возрастных особенностей студенческой молодежи гораздо проще адаптироваться к происходящим изменениям, чем людям старшего поколения. С другой – неконтролируемый поток информации (зачастую неполной или противоречивой), излишняя механистичность информационных процессов негативным образом влияют на формирование мышления студентов, на развитие их речи, эмоциональное и физическое состояние. Уже сейчас, находясь в условиях динамично изменяющейся информационной среды, необходимо обращать внимание на следующие моменты.

  1. Необходима фильтрация получаемой информации, т.е. выборочное восприятие поступающих извне информационных потоков. Данная фильтрация должна учитывать индивидуальные потребности личности, осуществляющей информационный поиск, но при этом обязана быть в определенной степени универсальной. Целью создания такого рода механизма является не только сокращение времени на полипараметрический поиск и отбор информации, но и выработка режима защиты от влияния внешней информационной среды, обеспечение информационно-психологической безопасности личности (в настоящее время главным образом производится защита информации, а не субъекта (личности) информационного взаимодействия).
  2. Использование сетевых ресурсов обязательно должно сочетаться с применением традиционных источников информации (работа с печатной продукцией: учебники, нормативная литература, периодические издания), а также непосредственного общения студентов с преподавателем и между собой. Следовательно, необходимо активно участвовать в  диалоге, обсуждении вопросов истории и философии развития науки, техники, технологии, истории развития профессии и известных личностей в ней, включаться в научное творчество, споры и диспуты, в проведение экспериментальной работы в реальности. В противном случае возникает большая вероятность потери практики диалогического общения, формулирования мысли на профессиональном языке, формирования шаблонного мышления.
  3. Кроме того, для современной молодежи (и студенчества в том числе) характерно наличие клипового, фрагментарного восприятия и передачи данных, в результате чего существенно увеличивается когнитивная нагрузка. Блоковый вид сообщений создает пробелы с осознанием целостности происходящих процессов и явлений реального мира, параллельно с этим у студентов наблюдается некоторое атрофирование способностей к аналитике, основным логическим операциям, возникают проблемы с построением логических связей, воображением. Осознание того факта, что источник информации всегда «под рукой», ухудшает способности к запоминанию, к появлению стереотипов, к снижению словарного запаса в сочетании с переоценкой собственных сил и возможностей. Вследствие этого мышление становится алгоритмичным, эталонным, стандартным, что, разумеется, далеко не лучшим образом отражается на профессионально-творческом развитии будущих специалистов.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что активный внешний фактор, коим и является информационная среда, «провоцирует» к активным ответным действиям как со стороны системы высшего профессионального образования в целом, так и со стороны каждого отдельного субъекта этой системы. Пассивное потребление информации ведет к сужению персонального информационного пространства, к ослаблению позиций в самоконтроле, формальному освоению получаемых в вузе знаний, умений и навыков, к деформации социальной и профессиональной направленности личности студента.

Именно поэтому профессионально-творческое развитие будущего специалиста, наряду с учетом индивидуальных (внутреннее Я, ценности, интересы, мотивы, особенности мышления, восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.), профессиональных (профессиональная мотивация, система устремлений, ценностных ориентаций, этика, этикет, профессиональные навыки, смысл труда и т.д.) и социальных (личностная позиция в системе общественных отношений) особенностей, должно выстраиваться с учетом всех преимуществ и недостатков динамично изменяющейся информационной среды.

Разделы