Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Радышевская М.Н.
Украина, Житомирский государственный университет им. Ивана Франко
zu@zu.edu.ua 

Глобальные изменения в социальном, экономическом, культурном и информационном пространствах современного образовательного общества обусловили появление качественно новых задач для подготовки будущих специалистов в процессе их профессионального становления в ВУЗе. Образование в целом, как отмечает И.А. Зязюн, имеет гуманистическую направленность, которую можно охарактеризовать согласно таким аспектам: изменения в развитии личности, изменения в образовательной деятельности, изменения в учебно-воспитательном процессе.

Изменения в развитии личности ориентируют студента на поиск смысла жизни; на процессы самоактуализации и творчества; на целостное и интегративное мышление студента и управление процессом собственного развития. Изменения в образовательной деятельности предполагают формирование у студента, кроме нормативных знаний и умений, механизмов самообучения и самовоспитания; эффективность и успешность обучения студента сопровождаются позитивными эстетическими явлениями со стороны студента, его педагогов и ровесников; результат деятельности студента характеризуется уровнем и качеством его мотивации к общению.

Изменения в учебно-воспитательном процессе освещают новые тенденции, а именно: обучение, ориентированное на личность обучаемого; индивидуализация и дифференциация обучения; формирование межличностных отношений всех участников учебно-воспитательного процесса; создание комфортных условий для развития личности каждого студента; освоение новых знаний на основе множественных интеллектуальных способностей каждого студента; оптимизация процесса обучения в сотрудничестве с разными учебными заведениями [Зязюн И.А. Педагогическое мастерство. Киев, 2006].

На современном этапе развития профессионального образования происходят процессы гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования. В педагогическом словаре термин «гуманитарный» (от лат. Humanitas – человеческая природа, образованность, человечество) рассматривается как явление, имеющее отношение к сознанию человека и человеческого общества. Гуманитаризация образования рассматривается как процесс переориентации образования из предметно-содержательного принципа обучения основ наук на изучение целостной картины мира и, более того, - мира культуры, мира человека, на формирование у молодёжи гуманитарного системного мышления [Український педагогічний словник / за ред. С. Гончаренко. Киев, 1997].

Анализ теоретических основ, изложенных на страницах отечественных и международных образовательных документов (Закон Украины «Об Образовании», Концепция гуманитарного образования, Гамбургская Декларация об образовании взрослых; Концептуальные Основы развития педагогического образования Украины и её интеграции в Европейское Образовательное пространство; Рекомендации Совета Европы; образовательные документы ЮНЕСКО; Всемирная Декларация об образовании взрослых; Национальная Стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 г.г.) позволил нам изучить содержание, уточнить главные принципы и подходы к реализации профессиональной подготовки будущих учителей ГС.

Из материалов Закона Украины «Об Образовании» следует, что высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, а также овладение будущими специалистами квалификационными уровнями согласно их призвания, интересов и способностей. К основным принципам образования относятся следующие:

1) доступность всех форм и видов образования;

2) равенство условий для развития и применения способностей, таланта и общего развития каждого человека;

3) гуманизм, демократизм, признание общечеловеческих ценностей;

4) тесная связь с мировой и национальной историей, образованием, культурой и традициями;

5) независимость образования; научный и светский характер образования;

6) интеграция образования с наукой и производством;

7) гибкость и прогнозируемость системы образования;

8) единство и поступательность системы образования;

9) непрерывность;

10) разнообразие системы образования [Закон України «Про Вищу Освіту» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nred=2984-14].

В материалах Концепции гуманитарного образования Украины анализируются гуманистические цели образования, которые необходимо достичь в рамках реализации гуманитарного образования. Гуманитарным образованием считается образовательно-воспитательный процесс преподавания ГС, главными из которых выделены такие: исторические, философские, политологические, экономические, социологические, культурологические, филологические, психолого-педагогические, правоведческие дисциплины.

Весомый вклад в изучение гуманитарной парадигмы образования сделали ученые А.Г. Бермус, М.Н. Берулава, О.А. Мацкайлова, И.А. Соловцова, М.М. Шалашова. По мнению ученых, гуманитарная парадигма образования определяет появление таких профессионально значимых факторов:

- способность к смыслотворчеству: стремление познать ценности культуры, моральных и духовных ценностей; умение рассмотреть смысл человеческого бытия в обыденной жизни; понять право человека на собственное понимание определённой концепции;

- диалогичность как основу взаимодействия: диалог как готовность понимать мир другого человека; проявление сочувствия и доверия в межличностных отношениях; готовность выслушать точку зрения другого человека; открытость; отношение к партнёрам как равноправным участникам межличностного взаимодействия; сотрудничество; конструктивность в разрешении конфликтов; дискуссионное общение с целью обновления, передачи и объяснения необходимых знаний; межкультурное общение;

- способность к адаптации и интеграции: развитие интеллекта как средства адаптации; восприятие ценностей; гибкость в поведении, деятельности и отношениях; мировоззрение, основанное на нравственных ценностях; тактичность, критичность мышления;

- осознанность поведения и деятельности: признание прав человека; осознанное использование социальных норм; социальная ответственность за собственные взгляды и действия; осознание мотивации; способность к принятию альтернативных решений;

- признание самостоятельности личности: осознание и восприятие собственного бытия; уверенность в собственных действиях; внутренняя и внешняя свобода; относительная самостоятельность от внешних условий; способность отстаивать собственное мнение; принятие иных точек зрения;

- способность субъекта к саморазвитию: развитие волевых качеств; свободный выбор субъекта; проявление индивидуальности в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности; развитие критического и творческого мышления; формирование гуманитарных ценностей и интересов.

Ценность для нашего исследования представляют теоретические разработки, представленные в материалах Концепции развития профессионального образования Украины (2010-2020 гг.). Согласно проекту Концепции, профессиональным образованием следует считать процесс передачи и обогащения профессиональных знаний, умений, навыков работников, необходимых для обеспечения их продуктивной деятельности. Целью профессионального образования являются удовлетворение потребностей личности и общества в образовательных услугах, обеспечение равного доступа к качественному бесплатному образованию; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с учетом требований рынка труда; формирование творческой, духовно обогащённой личности с учётом ее потребностей, интересов и способностей [Концепция развития профессионального образования и обучения в Украине (2010-2020 г.г.) Проект. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.mon.gov.ua/gr/obg/2003/proekt2010-2020.doc].

Направлениями развития профессионального образования являются следующие: интеллектуализация профессионального образования, внедрение в учебно-производственный процесс научно-технических достижений и инновационных технологий; личностно ориентированный подход к реализации профессионального образования; развитие сферы услуг по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов согласно требований рынка труда; развитие социального партнёрства; модернизация информационного, научно-методического и материально-технического обеспечение профессионального образования; международное сотрудничество.

Заданиями профессионального образования, согласно Концепции развития, сформулированы такие:

1) реализация процесса обучения на основе личностно-деятельной парадигмы современного образования;

2) развитие духовной личности будущего специалиста;

3) формирование патриотизма, чувства профессиональной чести и достоинства;

4) поддержка партнёрского стиля взаимоотношений между педагогами и учащимися;

5) внедрение инновационных технологий различных форм, методов и способов обучения;

6) обеспечение взаимодействия учебных заведений с разными социальными институтами и работодателями.

Анализ учебных планов и рабочих программ преподавания гуманитарных специальностей позволил нам вычленить следующие типы профессиональной подготовки, реализуемые в ВУЗе на современном этапе. Рассмотрим изученные данные далее.

Психолого-педагогическая подготовка: изучение педагогических дисциплин (общая педагогика, возрастная психология, возрастная физиология); формирование педагогической техники преподавателя ВУЗа; изучение специфики психолого-педагогической деятельности преподавателя ВУЗа; педагогический менеджмент и самоменеджмент.

Культурологическая подготовка: формирование социокультурной компетенции: краеведческая, лингвистическая; этикет деловой переписки; культурологический аспект общения.

Филологическая подготовка: обучение, развитие и обогащение разных видов речевой деятельности.

Методическая подготовка: овладение новой информацией по специальности с использованием иноязычных источников.

Коммуникативная подготовка: возможность профессионального и ситуативного общения в устной и письменной форме; формирование иноязычной коммуникативной компетенции профессиональной направленности; развитие диалогической и монологической речи.

Этическая и эстетическая подготовка: изучение культурологических и краеведческих особенностей этикета профессионального общения.

Научно-исследовательская подготовка: поиск информации по специальности; развитие навыков поиска и обработки научной информации; развитие умений планирования, организации и описания результатов экспериментальной части исследования.

Самостоятельная подготовка: проводить самооценку достигнутых результатов; аналитическая обработка иноязычных информационных источников; развитие способностей самостоятельной работы по организации и проведению научных исследований.

Проанализировав материалы ряда нормотворческих образовательных документов, мы считаем необходимым сформулировать цель и задания содержания профессиональной подготовки будущих учителей ГС. На основе изученных требований, целью профессиональной подготовки будущих учителей ГС является подготовка компетентного специалиста, способного к осуществлению профессиональной деятельности, основанной на принципах гуманизма, личностно ориентированного подхода, взаимодействия, поликультурности, единства теоретических и практических знаний, системности и целостности, процесса обогащения профессионального опыта, непрерывного самостоятельного роста, профессиональной и личной мобильности, гибкости, адаптации; проведения обратной связи и рефлексии про уровень и качество достигнутых результатов.

 Выявленные противоречия между существующими тенденциями и новыми условиями профессионального образования, позволили нам сформулировать следующие задания подготовки будущих учителей ГС:

1) реализация профессиональной подготовки на основе межличностного взаимодействия и общения;

2) формирование и развитие профессиональных способностей к интеракции, коммуникации, межкультурной кооперации, непрерывного самостоятельного обучения;

3) формирование и развитие индивидуального стиля преподавания, основанного на принципах демократичности, гуманизации, интеракции, сотрудничества, личностного подхода к участникам учебно-воспитательного процесса;

4) формирование системы мотивов, развитие умений критического и творческого мышления, ориентация на развитие множественных интеллектуальных способностей;

5) развитие и постоянное обогащение профессионального опыта;

6) внедрение инновационных форм, методов и технологий интерактивного обучения.

Изложенное выше позволяет нам прийти к выводу о том, что гуманитаризация образовательного процесса предусматривает включенность личности обучающегося как равноправного значимого субъекта в процесс организации диалогического взаимодействия: в постановке целей, в выборе средств, в коррекции и оценивании достигнутых результатов. Отсюда, структурными составляющими в подготовке будущих учителей ГС, согласно положениям Концепции гуманитарного образования, мы выделяем следующие:

1) общефилософская подготовка – процесс овладения будущими учителями ГС необходимыми знаниями и умениями о сущности жизни каждого человека, взаимодействие человека и общества; овладение знаниями о тенденциях развития глобализированного мира; приобретение опыта интеграции и адаптации к изменяющимся условиям мирового сообщества;

2) психолого-педагогическая подготовка – передача знаний о психических и психологических особенностях человека, о его психологических качествах, характере и мышлении; акцент на степень важности развития множественных интеллектуальных способностей и вплетение их в педагогическую деятельность, а также в учебно-воспитательный процесс;

3) культурологическая подготовка – овладение системой знаний о нравственных ценностях и нормах; сущность культуры общения и взаимодействия; развитие тактичности и толерантности в учебно-образовательном процессе;

4) филологическая и коммуникативная подготовка – развитие речевых умений; способность к коммуникации; развитие системы мотивов общения;

5) межкультурная подготовка – развитие умения межкультурного общения и сотрудничества; овладение знаниями о нормах и правилах межкультурной коммуникации; развитие социокультурной компетенции;

6) этическая и эстетическая подготовка – овладение знаниями об общепринятых моральных, этических и эстетических ценностях; формирование индивидуального эстетического вкуса; развитие творческого мышления; формирование творческого подхода к осуществлению будущей педагогической деятельности (см. таблица 1).

Таблица 1. - Структурные составляющие процесса профессиональной подготовки будущих учителей ГС

Тип подготовки

Содержание

 

Общефилософская

взаимодействие человека и общества; овладение знаниями о тенденциях развития глобализированного мира; приобретение опыта интеграции и адаптации к изменяющимся условиям мирового сообщества;

Психолого-педагогическая

передача знаний о психических и психологических особенностях человека; развития множественных интеллектуальных способностей; использование интеллектуальных способностей в педагогической деятельности и в учебно-воспитательном процессе;

Культурологическая

овладение системой знаний о нравственных ценностях и нормах; сущность культуры общения и взаимодействия; развитие тактичности и толерантности в учебно-образовательном процессе;

Филологическая и коммуникативная

развитие речевых умений; способность к коммуникации; развитие системы мотивов и ценности общения;

Межкультурная подготовка

развитие умения межкультурного общения и сотрудничества; овладение знаниями о нормах и правилах межкультурной коммуникации; развитие социокультурной компетенции;

Этическая и эстетическая

овладение знаниями об общепринятых моральных, этических и эстетических ценностях; формирование индивидуального эстетического вкуса; развитие творческого мышления; формирование творческого подхода к осуществлению будущей педагогической деятельности.

Достижение обозначенных целей будет способствовать оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей ГС.

   
Разделы