Сведения об образовательной организации

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОГО ВУЗА

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Мещеряков Д.В.
Россия, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mechericov@mail.ru

В связи с модернизацией высшего профессионального образования, совершенствованием системы военного образования и реализацией компетентностного подхода к подготовке специалистов, в вузах осуществляется разработка педагогических технологий, позволяющих активизировать процесс обучения, предъявляются новые требования к выпускникам военного вуза.

Вооруженные Силы России испытывают потребность в офицерах, с высоким уровнем компетентности, готовых к самостоятельному исполнению служебных задач по окончанию военного вуза.

И.М. Осмоловская отмечает: «В настоящее время исследование способов формирования компетентных специалистов в вузах осуществляется на эмпирической основе, без выявления глубинного смысла самих понятий «компетентность» и «компетенция». Определяются характеристики компетентного специалиста, способы диагностики достижения стадии компетентности и т.д. Однако не выявленная сущность центральных понятий приводит к тому, что к компетентностям относят все, что характеризует деятельность специалиста».

В исследованиях отечественных педагогов можно выделить различные определения личностно-профессиональных качеств необходимых специалисту. Так, А.А. Деркач оценивает их как высокий уровень креативности, развитую мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное становление специалиста. С точки зрения А.К. Марковой это мотивация, свойства личности (способности, характер и др.), интегральные характеристики личности (самоактуализация, индивидуальный стиль, креативность). В.Г. Михайловский определяет их как творчество, компетентность, гибкость, мобильность и др. В работах В.Д. Шадрикова рассматриваются как потребности, интересы, сформировавшиеся взгляды и убеждения, жизненный опыт и др.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть личностно-профессиональные качества курсантов через компетенции и компетентность (профессиональную компетентность), сочетающие в себе способности использовать полученные знания, имеющиеся умения, известные способы познавательной и практической деятельности, а также непрерывное самосовершенствование, позволяющее личностно и профессионально реализоваться в динамично меняющихся условиях жизни социума.

Общетеоретическим вопросам формирования личности и профессиональной компетентности посвящены работы Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Дж. Равена, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др.

По мнению В.А. Сластенина, профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению какой-либо деятельности, характеризуя профессионализм личности.

С точки зрения В.В. Серикова это «... способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире...».

А.К. Маркова выделяет общие виды профессиональной компетентности, необходимые для человека независимо от профессии (профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся базовой основой большинства профессий и не теряющие своей актуальности при изменениях в практике и обществе):

- специальная компетентность – способность к планированию производственных процессов, ручные навыки;

- личностная компетентность – способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и направлять ее, способность к принятию самостоятельных решений; способность решения нестандартных ситуаций (креативность), гибкость теоретических и практических решений, находить проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки;

- индивидуальная компетентность – мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству выполняемой работы, способность к самоактуализации и самореализации, уверенность в себе, оптимизм.

Названные А.К. Марковой виды компетентности, в конечном итоге, означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

В тоже время, такие качества личности, как креативность, способность к принятию самостоятельных решений, самореализации, уверенность в себе, оптимизм и др., жестко не привязаны к профессиональной сфере, а в большей степени ориентированы на развитие личностных качеств, определяющих личностную компетентность.

Джон Равен отмечает, что первично должна определяться задача развития личности на основе индивидуализации обучения, дифференцированного применения форм и методов обучения, которые будут содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных качеств и интересов.

Личностную компетентность курсантов военного вуза характеризуют такие качества, как обучаемость, самоорганизованность, ответственность, прогностичность, способность к рефлексии, чувство долга, патриотизм, гуманность, толерантность, ориентация на общепринятые ценности и культуру. Именно они выступают первоосновой личностного и в дальнейшем профессионального становления офицера.

Образовательный процесс в военном вузе представляет организованное, целенаправленное педагогическое взаимодействие преподавателей и курсантов, целью которого является формирование у будущих офицеров личностных и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Формирование личностных и профессиональных качеств будущих офицеров обуславливается особенностями образовательного процесса военного вуза:

- совмещение учебной и военно-служебной деятельности курсантов;

- развитие личностных и профессиональных качеств будущих офицеров в воинском коллективе (учебные и боевые задачи, как правило, выполняются в составе экипажа, расчета);

- регламентация жизнедеятельности курсантов военного вуза уставами, приказами и другими руководящими документами;

- малое время адаптации первокурсников к требованиям военного вуза, в то время как в данном cензитивном периоде формируется мотивация курсантов к учебной и будущей военно-профессиональной деятельности;

- сложность разработки курсантом индивидуальной вариативной части основной образовательной программы ФГОС ВПО.

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе военного вуза детерминирует развитие личности курсантов, его познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций, а также создание условий, в которых обучающиеся лично заинтересованы в своих достижениях.

Таким образом, учитывая особенности образовательного процесса военного вуза и реализуемого в нем компетентностного подхода, понятия личностной и профессиональной компетентности целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, в конечном итоге, образуя личностно-профессиональную компетентность будущих офицеров, раскрывающую совокупность личностных и профессиональных качеств будущих офицеров, определяющихся полинаправленностью и многоаспектностью военно-профессиональной деятельности.

В личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров выделяются взаимосвязанные, объединенные целями и задачами стороны: учебно-боевая, служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется личностное и профессиональное развитие курсантов и воинских коллективов, достигаются результаты воинского труда – высокий профессионализм и боеготовность, морально-психологическое состояние, дисциплина, отражающие процессуальный  и результирующий аспекты воинской деятельности.

Таким образом, личностно-профессиональная компетентность будущих офицеров – интегративная характеристика курсантов как субъектов образовательного процесса, обусловленная целями, мотивами и особенностями военно-профессиональной деятельности, связанной с выполнением воинского долга, представляющая собой совокупность личностных и профессиональных качеств, способность и готовность решать задачи, возникающие в различных ситуациях военной службы, на основе сформированных компетенций и жизненного опыта.

Личностно-профессиональная компетентность будущих офицеров включает самоуправленческую деятельность курсантов (самоопределение, самоактуализацию и самореализацию) и целеуправленческую деятельность преподавателей, командиров, в ходе которых курсант вырабатывает и реализует свою индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития.

Основываясь на ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 210602 «Специальные радиотехнические системы», квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военного вуза по военной специальности «Средства радиоэлектронной борьбы» и особенности образовательного процесса военного вуза, выделены группы компетенций, определяющие личностно-профессиональную компетентность будущих офицеров.

Социально-личностные компетенции (СЛК), способствующие саморазвитию и самореализации личности будущего офицера, определяющие готовность к взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений, осуществляемой в различных социальных группах и жизненных ситуациях.

Командные (управленческие) компетенции (К(У)К), позволяющие выпускникам военного вуза успешно решать поставленные задачи в организационно-управленческой сфере и оценивать ее результаты.

Профессионально-специализированные компетенции (ПСК), позволяющие применять знания на практике по специальности, способствуя продолжению обучения (непрерывному образованию), систематизации познавательной деятельности по освоению и совершенствованию полученных знаний.

Военно-специальные компетенции (ВСК), профессионально ориентированные компетенции, направленные на решение военно-профессиональных задач по предназначению в войсках.

Состав и содержание групп компетенций могут быть постоянными в течение длительного времени, образуя инвариантную часть. Вариативная составляющая будет содержать компетенции, состав и содержание которых оптимизируется, обеспечивая их прозрачность и открытость.

Таким образом, высокий уровень личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров выступает гарантом их успешной военно-профессиональной деятельности в динамично меняющихся условиях современного общества.

   
Разделы