Сведения об образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА 

Морозова В.Н.
Россия, Санкт-Петербургский автотранспортный и электромеханический колледж

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге, достижения реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов.

Достижение заявленной цели предполагает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю колледжа необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования, но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрением инновации в педагогическое проектирование. Современное качество профессионального образования во многом зависит от владения преподавательским составом новыми технологиями обучения и воспитания, уровня профессиональной и методической компетентности преподавателей.

Статус колледжа как научного и учебного центра, его готовность к саморазвитию определяется педагогическим потенциалом преподавательского состава. Перспективы нового качества профессионального образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Работа преподавателя колледжа оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество профессионального образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров.

В связи с этим возникает потребность в развитии такого вида компетентности, как методическая компетентность педагога, которая обеспечивает выполнение педагогом актуальных функций образования, в частности, деятельность в условиях образовательного выбора. Особое значение приобретает развитие методической компетентности для преподавателей колледжа, т. к. именно учреждения среднего специального образования (СПО) занимают значительное место в удовлетворении образовательных потребностей общества и государства.

Сегодня без специалистов среднего звена, имеющих серьёзную теоретическую подготовку, владеющих функциональными практико-ориентированными умениями, невозможно развивать наукоёмкое высокотехнологическое производство, осуществлять информационное взаимодействие, требующее обслуживания вычислительной техники, разработки и поддержки автоматизированных систем.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих. Значительное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями. Неотъемлемой составной частью как профессиональной компетенции, так и личностной и социальной компетенции является методическая компетенция, коммуникативная компетенция и учебная компетенция.

Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества

Методическая компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя колледжа. Данный вид компетентности включает в себя гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;  соотношение теории и практики, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;  качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;  мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы; отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму среднего профессионального образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

Показателями методической компетентности преподавателя колледжа выступают: четкое видение ориентиров обучения; проявление образца профессионализма в своем деле; мотивирование и организация эффективной деятельности студентов; знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета; ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и действенного мышления у будущих специалистов; обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.

Методическая компетентность проявляется и в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.

В структуре методической компетентности преподавателя колледжа выделяют следующие компетенции: ценностно-мотивационные, когнитивные, функционально-деятельностные, рефлексивные.

Ценностно-мотивационный компонент включает осознанное отношение к методической деятельности как составной части профессионально-педагогической деятельности и осознание ценности методической деятельности в процессе личностно-профессионального развития и самореализации. Следует отметить интерес и направленность личности на овладение современными методическими знаниями; самооценку себя как субъекта методической деятельности и профессионального взаимодействия; мотивацию к профессиональному самосовершенствованию; достижение личностной зрелости в процессе методической деятельности.

Когнитивный компонент – это система современных предметно-социальных и психолого-педагогических знаний о дидактически целесообразном изложении наук с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Функционально-деятельностный компонент предполагает владение преподавателем колледжа комплексом обобщенных способов профессиональной деятельности  по планированию, организации, контролю и коррекции учебного процесса на основе требований новых образовательных стандартов; готовность к осознанному использованию инновационных методов и технологий обучения.

Рефлексивный компонент – это способность преподавателя колледжа к самоанализу и самокоррекции личного методического опыта, выявление основных характеристик индивидуального методического стиля; потребность в поиске средств устранения методических затруднений, обусловленных нестандартностью учебных ситуаций.

При переходе к новым образовательным стандартам вопросы содержательного, структурно-организационного и технологического взаимодействия компонентов методической компетентности преподавателя колледжа требуют дальнейшего изучения.

   
Разделы