Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Алисов Е.А.
Россия, Московский городской педагогический университет
evgenii.alisov@mail.ru

Образовательная сфера выступает в качестве главного условия развития человечества в XXI в. Именно она, прежде всего, обеспечивает формирование общества знания. Человеко-ориентированная образовательная парадигма в обществе знания учитывает необходимость решения глобальных проблем человечества и обеспечения насущных потребностей личности [Шитов, 2010]. Глобальной проблемой человечества остается экологическая проблема, а одной из насущных потребностей личности выступает потребность в безопасности.

Результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что возможность разрешения общечеловеческих проблем взаимодействия личности и мира природы становится реальной лишь при условии обращения к жизни как к всеобъемлющей ценности. Научное знание о многослойной жизненной среде задает актуальные ориентиры перестройки сферы образования, которые направляют развивающуюся личность на актуализацию человеческого начала, определяющего характер социокультурного окружения. Это осуществимо только при многомерности и многообразии различных мировоззренческих подходов.

Стремление к отражению гармонии природного мира в гармонии психики развивающейся личности посредством поиска адекватного пути образования, начиная с первого этапа восприятия мира – сенсорного контакта – и заканчивая идеалом экологической культуры, стало предпосылкой исследования, затрагивающего конкретный аспект обозначенной проблемы – экологическую безопасность образовательной среды. 

Экологическая безопасность предполагает состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов личности от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В контексте педагогического процесса экологическая безопасность образовательной среды приобретает большое значение, особенно с учетом гуманитарных характеристик экологической безопасности: культурологических, нравственных, психологических, здоровьесберегающих, отвечающих общекультурному пониманию мира природы. Как отмечает Л.В. Егорова, «речь идет, в первую очередь, о гуманитарном аспекте обеспечения экологической безопасности страны, об утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе – о формировании экологической культуры. Фактически, это – вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности»[Егорова, 2011]. Риски нарушения экологической безопасности образовательной среды могут быть связаны с ребенком, учителем, семьей, с управлением образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса, особенностями взаимоотношений с социальным, пространственно-предметным, природным окружением.

В структуре качественной профессиональной подготовки особую роль играет способность личности к постоянному самосовершенствованию, сохранению и развитию своего творческого потенциала. Наиболее эффективно это формируется в условиях инновационных образовательных систем.

Инновационная образовательная среда вуза формируется корпоративным сообществом преподавателей, студентов, педагогов-новаторов. Она должна отвечать личностным смыслам студентов, что позволит мотивировать их ответственное отношение к будущей профессии, самообразованию как необходимому фактору их успешной самореализации и самоидентификации.

Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития «всех сущностных сил» и творческих потенциалов студента и построении на этой основе базиса для успешной профессиональной подготовки и карьеры. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста.

Инновационно-образовательная среда становится ведущим фактором самореализации как у отдельных субъектов, так и педагогических сообществ. В основе самореализации лежит принцип единства сознания и деятельности [Рубинштейн, 1969], стимулируемый инновационной образовательной средой вуза, личностными, профессиональными и социальными мотивами субъектов и объектов образовательного процесса. Одной из основных характеристик самореализации, как высшего типа творчества, является независимость его носителей от традиционных вариантов решения  проблем и устремленность их идей и проектов в будущее.

В основе стратегии подготовки педагогических кадров лежит идея создания инновационной образовательной среды, ориентированной на развитие стратегий самореализации. Самореализация личности связана с процессом осуществления самого себя в жизни и профессиональной деятельности, поиском и утверждением своего особого пути в профессиональном мире, своих ценностей и смысла своего существования посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми.

Проблематика самореализации субъекта образования обращает внимание исследователей на тот уровень его самосовершенствования, который связан со становлением индивидуальности личности, интеграцией ее внутреннего мира, экстериоризацией опыта и его последующим воплощением в профессиональных творческих достижениях. Основной функцией индивидуальности при этом является сохранение и развитие своей творческой сущности, осознание несовершенств в профессиональной деятельности, необходимости самосозидания внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и несовершенства мира педагогической профессии [Подымова, 2008]. Аспект сохранения творческой сущности личности актуализирует проблему обеспечения ее безопасности, важной составляющей которой является экологическая безопасность образовательной среды.

По мнению А.Ш. Викторова, явление безопасности входит не только в число глобальных проблем человечества, но и выступает основой сохранения и развития любого социального организма [Викторов, 2008]. Анализ научных исследований позволил выделить новые приоритеты образования по экофильной ориентации личности, которые будут отвечать возможности оптимизации взаимодействия личности и окружающего мира. Накопленный багаж исследовательских данных создает предпосылки для изучения «несовершенств» окружающей образовательной среды, создания проектов, направленных на обеспечение безопасности личности в образовательном пространстве.

В науке обозначилась тенденция на преодоление узкопрофессиональной специализации отраслей, которая искусственно воздвигает междисциплинарные барьеры, в частности, между социологией, психологией, экологией, антропологией, экономикой, семиотикой и другими отраслями знаний о природе, человеке и обществе [Дридзе, 1998; Песоцкий, 2003]. Предлагаются альтернативные парадигмы преодоления рассогласований в трактовке понятия «экологически безопасная образовательная среда».

Экологически безопасная образовательная среда понимается как система психолого-педагогических условий, влияний и возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальность взаимодействия с миром природы.

Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды предполагает процесс конструирования образовательной среды с целью оптимизации природных, социальных, психолого-педагогических условий безопасного развития личности. Осмысление терминологического оформления феномена «педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды» как полифункциональной педагогической деятельности, направленной на создание новых или преобразование имеющихся объектов образовательной среды, позволило выделить практико-ориентированную направленность, подразумевающую структурирование, преобразование реалий протекания образовательного процесса.

Негативное воздействие экологических факторов на образовательную среду потенциально может привести к состоянию экологической опасности. В соответствии со структурой образовательной среды дифференцируются источники и факторы экологической опасности для каждого из компонентов среды. Пространственно-предметный компонент потенциально подвержен воздействию природных и техногенных источников опасности, физических вредных и опасных факторов. Социальный компонент потенциально подвержен воздействию антропогенных источников опасности, социальных вредных и опасных факторов [Петров, 2006]. Психодидактический компонент потенциально подвержен воздействию личностных источников опасности, психологических вредных и опасных факторов. Психологически опасными факторами являются факторы образовательной среды, которые гипотетически связаны с проявлением психологического насилия во взаимодействии, препятствующие удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, снижающие референтную значимость среды, ухудшающие психическое здоровье включенных в нее участников.

Концепция педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды представляет собой педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами образовательной среды и является методологической основой обеспечения их экологической безопасности.

Целевое предназначение концепции заключается в обеспечении оптимума безопасного взаимодействия личности и окружающего мира природы; в использовании в процессе обучения и воспитания объектов естественного, сенсорно воспринимаемого природного мира, их наглядно-выразительных особенностей, способствующих экофильной ориентации личности; в преодолении стереотипов утилитарно-прагматической экологической направленности личности; в формировании ценностно-смысловых доминант, предопределяющих состояние защищенности личности от негативного воздействия экологических факторов; в развитии эталонного представления личности о безопасных параметрах окружающего мира – экологического идеала. Она включает в себя: теоретико-методологическое обоснование проблемы; характеристику методологического базиса проектирования образовательной среды; описание модели экологически безопасной образовательной среды, направленной на обеспечение эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами образовательной среды.

Теоретико-методологическая база педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды соответствует содержательному уровню проектирования и включает в себя:

– источники проектирования, дифференцирующиеся на значимых объектах окружающего мира природы и взаимосвязях собственно природы и индивидуальных психических проявлений личности;

– факторы проектирования: современное качество информации об объектах и явлениях окружающего мира; актуальность, востребованность и возможность качественного преобразования природной действительности; состояние общей экологической образованности в данных условиях развития социума; сообразность целей педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды общим целям проектирования содержания образования; необходимые, в свете экологической обстановки, характеристики личности, обозначающие, с точки зрения экологической безопасности, ориентиры на результат, продукт образовательного процесса в условиях данной образовательной среды;

– принципы педагогического проектирования: взаимосвязи содержательных компонентов образовательной среды сообразно информации глобального, национального и краеведческого уровней относительно параметров экологической безопасности; статусной принадлежности субъекта безопасного взаимодействия с миром природы; комплементарности; междисциплинарности.

В качестве основных психолого-педагогических условий эффективности процесса педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды, соответствующих процессуальному уровню проектирования, выступают:

– акцентирование внимания на обеспечении безопасного оптимума взаимодействия формирующейся личности и образовательной среды;

– направленность на экологический идеал организации индивидуального образовательного пространства личности на основе учета ценностной регуляции социальных установок и индивидуальных аксиологических фильтров;

– учет совокупности пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды, обусловленной экологически ориентированным принципом когеренции;

– активизация сенсорных каналов мировосприятия личности на основе специфики проектирования разноуровневой образовательной среды;

– психолого-педагогическая профилактика угроз, опасностей, рисков, возникающих в образовательной среде;

– прогнозирование трудностей проектирования образовательной среды с учетом условий ее функционирования.

Проблема состоит в том, что образовательная среда современных вузов, на фоне понимания педагогами, управленцами, специалистами значимости обеспечения экологической защищенности личности, продолжает оставаться уязвимой, подверженной пагубным, негативным влияниям, деструктивным направленным воздействиям на пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты образовательной среды. Все это, безусловно, сказывается на проявлении творческих способностей ее субъектов.

Педагогическое проектирование экологически безопасной инновационной образовательной среды вуза способствует гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира природы за счет усиления образовательного влияния на субъектов образования путем оптимизации природных, социальных, психолого-педагогических условий развития личности с учетом специфики уровня высшего образования.

Разделы