ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
Панферкина И.С.
Россия, Воронежский институт ГПС МЧС России
formaneforma@yandex.ru
Эффективное формирование профессионально-личностных качеств курсантов ведомственных вузов требует переосмысления существующих и разработки новых концептуальных подходов к организации и управлению образовательным процессом, а также ставит перед командным и профессорско-преподавательским составом принципиально новые задачи образования будущих специалистов. Анализ показывает, что особое значение приобретает исследование актуальных проблем управления практико-ориентированной подготовкой будущих специалистов, которая должна осуществляться в условиях управляемого практико-ориентированного обучения - обучения, порождаемого потребностями практики и направленного на удовлетворение потребностей практики предстоящей профессиональной деятельности специалистов.
Совершенствование образовательной деятельности ведомственных вузов посредством организации научно обоснованного управления практико-ориентированным обучением позволит обеспечить не только достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, но и повысить эффективность подготовки специалистов, обладающих необходимыми профессионально-личностными качествами.
Условия повышения эффективности образовательной деятельности вузов на основе совершенствования управления образовательным процессом активно исследуют отечественные педагоги и психологи (В.И. Андреев, М.Б. Алексеева, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордовский, A.C. Горшков, В.Ю. Кричевский, М.А. Лямзин, И.Т. Огородников, М.М. Поташник, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов, Г.И. Щукина, В.А. Якунин и др.). При этом остается множество нерешенных проблем, среди которых – условия повышения эффективности управления образовательным процессом в ведомственных вузах, которые во многом определяются его особенностями, сложностью и специфичностью. Это требует не частного или частичного анализа существующих проблем, а системного подхода к исследованию проблемы управления образовательным процессом как целостной системой.
Исходя из этого, систему управления образовательным процессом в ведомственном вузе целесообразно рассматривать как целостную совокупность взаимосвязанных компонентов - структурных и функциональных, посредством взаимодействия которых обеспечивается планомерное, скоординированное и комплексное воздействие субъектов управления на процессы обучения, воспитания, личностного развития курсантов, их морально-психологическую подготовку в целях гарантированного выполнения государственного заказа на подготовку специалистов, уровень которой соответствует требуемым показателям.
Повышение эффективности управления образовательным процессом ведомственного вуза, основанного на практико-ориентированной подготовке специалистов, предполагает создание необходимых для этого организационно-педагогических условий. Научное обоснование организационно-педагогических условий эффективного управления практико-ориентированной подготовкой специалистов в ведомственном вузе требует интегрированного подхода, учитывающего результаты современных исследований в различных научных областях - педагогики, психологии, информатики, теории организации и управления и др.
Однако определяющими при этом должны стать исследования в области педагогики, т.к. это, пожалуй, единственная область человеческих знаний, которая учитывает закономерности и специфические особенности процессов обучения, воспитания, личностного развития в период обучения и профессионально-личностного становления курсантов. Именно поэтому педагогическое содержание управленческой деятельности в комплексной системе управления образовательным процессом в ведомственном вузе должно рассматриваться как приоритетное, воздействующее на все остальные процессы.
Для того, чтобы создать комплексную систему эффективного управления образовательным процессом в ведомственном вузе, необходимы следующие организационные условия:
1) учет выявленных и систематизированных факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс, которые необходимо учитывать в процессе управления;
2) контроль качества образовательного процесса в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;
3) установление совокупности показателей результативности образовательного процесса, которые адекватно отражают условия его функционирования и развития, позволяют осуществлять постановку целей управления, а также проводить количественную оценку степени их достижения;
4) использование структур и алгоритмов управления, основанных на современных средствах обработки информации и современных системах информационного обеспечения образовательного процесса в ведомственном вузе.
Повышение эффективности управления образовательным процессом в ведомственном вузе обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:
1) наличием четко сформулированной цели управления, а также критериев достижения цели, которые определяются и фиксируются до того, как начинается процесс управления с помощью комплексной системы;
2) получением достоверной информации о том, как функционирует каждый из элементов образовательного процесса в системе управления на любом этапе управленческого воздействия;
3) измерением показателей результативности образовательного процесса на любом этапе и в любом звене управленческого воздействия, а также агрегированием, обобщением собранной информации и доведением результатов анализа до субъектов управления;
4) наличием альтернативных способов осуществления управленческих воздействий на отдельные звенья (отдельных субъектов) образовательной деятельности, использование которых позволяет повысить ее результаты.
Представленные организационные и организационно-педагогические условия должны быть созданы на уровне управления ведомственным вузом как единой системой, включенной в систему ведомственного образования.
Что касается управления практико-ориентированной подготовкой будущих специалистов на уровне изучения отдельных дисциплин, то можно выделить следующие педагогические условия повышения его эффективности:
1) влияние на ценностно-смысловые отношения курсантов, определяющие их профессионально-личностную позицию, на основе формирования осознанного принятия цели профессиональной подготовки,
2) практико-ориентированный характер обучения, обусловленный использованием практико-ориентированных технологий, организация которого позволяет воспроизвести предметное и социальное содержание практической деятельности и системы профессиональных отношений между ее субъектами;
3) развитие профессионального интереса курсантов в процессе обучения, побуждающего их к саморазвитию и самореализации в избранной профессиональной деятельности;
4) установка на достижение максимально высокого уровня готовности к осуществлению практической профессиональной деятельности в сочетании с овладением навыками анализа и контроля за профессионально-личностным становлением в период обучения и в последующей практической деятельности.