Сведения об образовательной организации

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Королева Л.Ю.

Тамбовский государственный технический университет

lyu-korolyova@yandex.ru

 

Развитие современного общества во всем мирепроисходит в достаточно быстром темпе по сравнению с предыдущими эпохами благодаря многим факторам, в том числе экономическим, политическим, информационным и т.д. Все они оказывают непосредственное влияние на социальное положение членов сообщества, вызывая, в свою очередь, ответную реакцию, выражающуюся в потребностях и способностях каждого человека, имеющего отношение к той или иной сфере жизнедеятельности. Это не могло не затронуть и систему образования в целом, а также высшего образования, в частности.  Происходящая в этой области модернизация имеет своей целью обеспечение различных индустрий страны высококвалифицированными кадрами, готовыми идти в ногу с веяниями эпохи и реализовывать проекты, необходимые для дальнейшего развития страны и общества.

В условиях сегодняшнего дня, когда глобальная информатизация общества достигла своей кульминации, от специалиста требуются глубокие знания не только своей профессии, но и общих проблем, стоящих перед государством, для решения которых часто необходим не столько ручной труд, хотя его пока нельзя полностью исключить, сколько умение разработать нужную модель или операцию на компьютере и внедрить это на практике с помощью высоких технологий. Полная роботизация предприятий является делом времени, следовательно, студентам высших учебных заведений следует приобрести важные навыки и умения. Для этого в сфере высшего образования реализуются программы бакалавриата, специалитета и магистратуры как уровней профессионального образования после присоединения России к Болонскому процессу в 2003 г., целью которого являлось создание единого пространства высшего образования в странах Европы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение [1]. Электронное обучение произошло от английского слова «E-learning» и представляет собой обучение при помощи информационных, электронных технологий. Оно подразумевает использование электронных учебников, образовательных услуг и технологий. В становлении электронного обучения выделяют три этапа:

1)     курсы на носителях CD-ROM;

2)     дистанционное обучение с преподавателями;

3)     собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, часто на специальных носителях.

В 2010 г. появилась еще одна форма обучения — открытые онлайн-курсы для широкой публики [2].

К преимуществам электронного обучения можно отнести следующие:

-                   гибкость обучения;

-                   его доступность широким слоям населения;

-                   возможность получения образования, не выходя из дома (что является достаточно актуальным, особенно для людей с ограниченными возможностями, а также для тех, кто занимается бизнесом, уходом за детьми и т.д.);

-                   открытость всей структуры учебного процесса (четко выстроенный план курса с определением необходимых знаний, которые следует получить в результате прохождения курса, с выработанной системой контроля знаний, при которой наблюдается прозрачность полученных оценок);

-                   возможность получения новейшей информации;

-                   возможность обсуждения материала курса с большой аудиторией, находящейся в разных уголках мира;

-                   в широком аспекте, получение опыта работы с представителями разных культур в различных контекстах.

Исходя из этого, можно сказать, что электронное обучение становится все более и более популярным в России. И некоторые вузы уже делают попытки полного перехода на такой вид обучения. Со стороны преподавателей в данном случае требуется только создание достаточно объемного и усовершенствованного учебника или пособия по определенному курсу с использованием имеющихся в наличии компьютерных технологий.

В то же время следует отметить, что электронное обучение не может всецело заменить традиционное обучение по некоторым направлениям подготовки, по крайней мере, на данный момент. К таким направлениям можно отнести обучение тем профессиям, которые требует практического использования полученных знаний, например, врачи, строители, архитекторы, химики, летчики т.д. Хотя существуют компьютерные симуляторы, на которых можно отработать определенные навыки и умения. Но они не заменят работы на практике, а также являются достаточно дорогостоящим оборудованием.

Хотелось бы обратить отдельное внимание на обучение иностранному языку. С одной стороны, современные компьютерные технологии позволяют сделать обучение полностью электронным. Помимо прохождения онлайн курсов, глобальная сеть дает возможность просмотреть фильмы на иностранном языке, ленты новостных агентств и т.д. Для практического применения полученных знаний у студентов есть альтернатива общения с представителями других стран, т.е. ХХI век предоставил широкий спектр возможностей как студентам, изучающим иностранный язык, так и преподавателям.

С другой стороны, контроль знаний со стороны преподавателя, не являющегося носителем языка, но знающего основные принципы и структуру строения языка, не осуществляется. Студенты могут говорить, слушать, писать и читать на иностранном языке, но ошибки остаются. Носители языка, с которыми обучающиеся общаются по Интернету, не всегда исправляют эти неточности, не придавая им большого значения. Но для грамотной речи это очень существенно.

Многие лингвисты сходятся во мнении, что при изучении иностранного языка приоритет следует отдавать преподавателю, не являющемуся носителем этого языка, но имеющего одинаковую культуру с обучаемым, т. к. в этом случае легче объяснить разницу между родным и иностранным языками и донести это до студента.

Еще одной проблемой, возникающей при использовании электронного обучения иностранному языку, является тот факт, что несмотря на такие огромные возможности для изучения иностранного языка, которые предоставила сейчас всем желающим глобальная сеть, студенты российских вузов все-таки не говорят на иностранном языке так, как говорят на нем представители других стран, для которых он также является вторым языком. И если во многих европейских странах английский язык, например, уже даже не считается иностранным, а воспринимается как второй язык, на котором вполне естественно общаться и использовать в повседневной жизни, то в России все выглядит иначе. Для многих студентов английский язык остается камнем преткновения и представляет огромные трудности.

Поэтому преподаватели иностранного языка пока не переходят полностью на электронное обучение, а используют его в качестве дополнительного к традиционному формату образования. То же самое можно констатировать и в отношении преподавателей других дисциплин в российских вузах.

Таким образом, модернизация системы высшего образования в России позволяет преподавателям применять достаточно большой ряд имеющихся в наличии компьютерных технологий и в целом электронное обучение. Но при этом пока наиболее логичным является использование комбинированных способов образования, сочетающих традиционные методы с новейшими достижениями с целью  качественной подготовки специалистов в российских реалиях.

 

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 30.10.2015).

  2. Электронное обучение [Электронный ресурс] // URL:https://ru.wikipedia/org/wiki/электронное обучение (дата обращения: 30.10.2015).

Разделы