Сведения об образовательной организации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

 

Давыдова Е.Ю.

Воронежский экономико-правовой институт

e.davydova@bk.ru

 

В настоящее время одним из основных источников роста экономики страны является образование, поскольку оно способствует повышению восприимчивости человека к инновациям, а также стимулирует производительность труда каждого отдельного индивидуума. Как известно, чем сложнее средства труда, тем более эффективно использование ресурсов. Следовательно, главным компонентом инновационного развития экономики является наличие кадров высокой квалификации, способных генерировать и воплощать в жизнь новые идеи. В связи с этим образование на сегодняшний день выступает ключевым фактором социально-экономического развития [1-3].

По мнению исследователей, суммарная эффективность работы системы многоуровневого образовательного комплекса не может определяться посредством суммирования результатов функционирования каждой составляющей ее структуры (профильные классы, техникумы или колледжи и их филиалы, вузы, инфраструктура послевузовского образования, центр содействия занятости студентов и выпускников, модели учебно-научно-производственного комплекса и другие). В данном случае необходимым является учет происходящих «приращений» качественных результатов работы каждой составляющей системы отдельно. Подобного рода утверждения весьма значимы для обоснования методологических подходов, способных выразить связь процессов управления экономикой образования в диалектике познания. В основу решения проблемы следует положить методы системного анализа и синтеза в связи с тем, что объектом изучения синергетики выступает сложная система – многоуровневый образовательный комплекс.

По нашему мнению, имеет место обращение к такому понятию, как «образовательная инноватика». Это многоаспектная сфера науки, которая исследует процессы развития высшей школы на базе новой парадигмы образования. На основе разнообразия инициатив и нововведений создаются достаточно значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, с чем и связано наиболее полное определение данной инновации. Новое знание в качестве продукта научного исследования и образовательная технология в качестве услуги для нового метода изучения – это два направления, на которые может быть разделена образовательная инновация. Нововведения в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий получили наибольшее распространение. Второй характерной чертой является развитие профилизации и специализации. Третьей немаловажной чертой выступает необходимость непрерывного образования людей в продолжение всей жизни, формирующая новую глобальную систему индивидуализированного, гибкого, созидающего и открытого знания. 

Следует отметить, что среди различных направлений новых педагогических технологий наиболее продуктивными являются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Данные направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании. Его отличительной чертой выступает особое внимание к индивидуальности человека, его личности [4].

Единство экономических, организационных, технологических и педагогических инноваций формирует систему. В нашей стране совершенствование рыночных механизмов и становление новейших образовательных технологий способствуют развитию данной системы посредством новых механизмов государственного финансирования образования, налогового стимулирования инвестиций, диверсификации источников финансирования, студенческого самофинансирования, экономии от масштаба и интеграции образовательной деятельности, новых механизмов оплаты труда. Указанные процессы являются прогрессивными и вследствие расширения рыночных отношений дают возможность стимулирования конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг, а также роста спроса и предложения на них.

Особый товар, создаваемый в ходе образовательной деятельности, невозможно измерить физически. Без наличия определенного минимума научных знаний, информированности и профессиональной компетенции им нельзя и воспользоваться. Возможность неограниченной мультипликации доходов при его использовании на практике – основная специфическая черта данного товара. Научная и учебная информация, ноу-хау, разного рода изобретения и т.п., то есть любые образовательные продукты и услуги, основываются на интеллектуальной собственности.

Единство потребительной стоимости и стоимости создают предпосылки для признания образовательной инновации товаром. Основная особенность нового знания – это наличие нематериального характера. Таким образом, инновация в качестве знания, потребительная стоимость которых не поглощается, не подвергается физическому износу, пока морально не устареет, в отличие от нового материального товара. Различные виды интеллектуального труда (учебно-методологический, научный, управленческий, воспитательный) создают потребительную стоимость. Так, создается комбинация общественных отношений, в которых образовательная инновация может стать товаром и превратиться в объект купли-продажи.

Как показывает практика, при оказании образовательных услуг формирование рыночных отношений объективно необходимо. Они появляются в силу воздействия тех же факторов, как и при товарном производстве. Среди них: экономическая обособленность рыночных субъектов платного образования, которая вызвана присутствием различных форм собственности; общественное разделение труда (научные работники, преподаватели); крепкая связь с рынками мировой интеллектуальной собственности и зарубежными системами образования по интеллектуальному обмену; необходимость выхода национальной информационной системы в мировое рыночное экономическое пространство для ее дальнейшего совершенствования. Таким образом, рынок образовательных услуг понимается нами довольно широко. Он представляет собой форму экономических отношений между владельцем образовательной услуги в виде интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения. Вследствие этого осуществляется продвижение и реализация новых образовательных продуктов во всех сферах экономики. В самом простом смысле рынок образовательных услуг является системой товарного обмена и совокупностью продавцов и покупателей.

В заключение следует отметить, что рыночная инфраструктура в образовательной сфере должна способствовать созданию условий, стимулирующих развитие спроса на подготовку и переподготовку кадров, на получение дополнительного образования, и, таким образом, формирование дополнительных источников финансирования сферы образовательных услуг.

 

Литература

1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. Рекомендации по порядку межведомственного согласования создания интегрированных структур, их ресурсного обеспечения и моделей управления. М, 2006.

2.  Проценко Т.Г. Формирование регионального многоуровневого образовательного комплекса: теория, методология, практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissers.ru/ avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a678.php.

3. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2(18). С. 55-60.

4. Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н. Совершенствование управления ВУЗом на основе информационных технологий // Территория науки. 2013. № 2. С. 127-132.

 

Разделы