Сведения об образовательной организации

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Панферкина И.С.

Воронежский институт МВД России

formaneforma@mail.ru

 

На наш взгляд, в современной системе ведомственного образования наблюдается своеобразный кризис, ставший отражением дисгармонии системы ценностей, связанной с кризисными явлениями в реформируемом с начала 90-х годов прошлого столетия обществе.  Дисгармония системы ценностей не могла не отразиться на смысложизненных новообразованиях, формируемых у будущих специалистов органов внутренних дел (ОВД) в период их обучения в ведомственных образовательных организациях. Не вдаваясь в подробности философского осмысления личностью смысла жизни, отметим лишь, что неустойчивость и «разновекторность» в развитии ценностных ориентаций способствуют обострению противоречий, которые проявляются в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе – и в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Если рассматривать в этом аспекте противоречия ведомственного образования, то можно увидеть противоречие между потребностью развития смыслотворческого отношения выпускника к осуществляемой профессиональной деятельности сотрудника ОВД, утверждаемой гуманистической образовательной парадигмой, и образовательной практикой ведомственных образовательных организаций, основанной на задействовании механизмов отражения, а не порождения и формирования ценностного самоопределения личности, необходимого для успешного осуществления профессиональной правоохранительной деятельности. Разрешение этого противоречия во многом зависит от того, насколько целостным является образовательный процесс и насколько в нем созданы условия для такого ценностного самоопределения личности, следствием которого станет гармоничная, целостная личность специалиста ОВД.

Заметим, что ценностное самоопределение личности изучается, главным образом, в философских или социологических исследованиях (А.М. Воронина, Е.А. Латуха, О.М. Ломако, В.Д. Повзун, А.В. Кирьякова, Т.А. Носова, А.А. Преснов и др.). Что касается педагогических аспектов ценностного самоопределения личности в процессе обучения, то оно исследуется (Н. А. Асташова, Е.В. Бондаревская, С.А. Быков, О.С. Газман, Д М. Гришин, И.В. Дубровина, Н.С. Пряжников, Н.А. Соловьева, Н.Е. Щуркова, др.) в направлении обоснования педагогических основ формирования различных сторон ценностей и ценностных ориентаций, однако гармонизация ценностного самоопределения личности достойного отражения в исследованиях до настоящего времени не находит. Между тем, гармонизация ценностного самоопределения будущих специалистов в образовательной среде ведомственной образовательной организации позволяет предупредить многие противоречия, которые могут возникнуть как в период формирования представлений о предстоящей профессиональной деятельности, так и в процессе ее практического осуществления.

Гармонизация – это, прежде всего, движение в направлении гармонии, которая в наиболее общем представлении трактуется как установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Что касается гармонизации ценностного самоопределения, то помимо гармонизации ключевое значение для его исследования имеет и трактовка понятия  «самоопределение». Оно используется в различных исследованиях – в философии и социологии, педагогике и психологии для обозначения процесса формирования личностью своих жизненных перспектив. Как показывает анализ результатов исследований, нашедших отражение в научных публикациях, это понятие является достаточно сложным и неоднозначным. Однако большинство исследователей в качестве сущностной характеристики самоопределения рассматривают выбор личностью собственной позиции, которая зависит от внутренней активности субъекта, осуществляющего такой выбор, как личностное новообразование, которое связано с определенными свойствами личности – ее внутренней позицией, ответственностью, самостоятельностью, жизненными установками и др.

Идея взаимодействия самоопределения личности с жизненными (профессиональными и др.) ценностями принадлежала М.Р. Гинзбургу. Он обосновал положение о том, что  «самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и обозначает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования... Ценностно-смысловое, или самоопределение относительно ценностей, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека и выступает основанием собственного развития» [1, с.25]. По мнению ученого, именно ценностно-смысловым самоопределением личности обусловлено ее самоопределение в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества. Наиболее общее представление о ценностном самоопределении личности содержится в определении, данном Е.В. Кривцовой, которая на основе обобщения различных точек зрения исследователей приходит к выводу о том, что ценностное самоопределение «представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени, это определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции в пространстве культуры и времени истории» [2, с.78].

Базовыми для самоопределения специалиста – выпускника  ведомственной образовательной организации являются правовые ценности.  Освоение личностью правовых ценностей не только выступает действенным средством правовой социализации, но они становятся ее внутренними ориентирами, своеобразными жизненными законами, позволяют открыть особую сферу – сферу права, разграничить, но в тоже время понять ее связь с другими сферами жизнедеятельности. Что касается личности сотрудника ОВД, то ценностное самоопределение в праве здесь неразрывно связано с теми особенностями, которые свойственны его правосознанию. Для сотрудника ОВД, независимо от того, какой конкретно правоохранительной деятельностью он занимается, правосознание образует тот необходимый идеологический и психологический контекст для добровольного соблюдения им правовых норм, в рамках которого формируются и развиваются чувства права и законности, включенности (интегрированности) в действующий правопорядок, а вместе с ним – в правовую культуру, что гарантирует четкое соблюдение требований, содержащихся в правовых предписаниях. Особенности профессионального правосознания сотрудников ОВД связаны не только с тем, что в силу определенных причин они обязаны знать нормы действующего законодательства, но и с тем, что в них должна быть сформирована убежденность в необходимости и социальной значимости, полезности неукоснительного их соблюдения, в ценности самого права как меры свободы и справедливости.

Процесс освоения личностью будущего специалиста ОВД правовых ценностей требует выделения определенных этапов, которые проходят курсанты (слушатели) в образовательном процессе ведомственной образовательной организации. Если следовать обоснованиям, содержащимся в исследованиях А.Н. Бабенко, то такими этапами становятся: «осознание, предпонимание, понимание, объяснения, интерпретации, придание личностного значения и оценивания» [3, с. 17].  На каждом из этих этапов происходит не только формирование правосознания будущего специалиста ОВД, но и его становление в праве, которое невозможно без сопутствующего  этому процессу ценностного самоопределения. Указанные процессы способствуют формированию инварианта компетентности специалиста ОВД.

Что касается вариатива компетентности, то его формирование осуществляется во взаимодействии процесса ценностного самоопределения в праве с комплементарным к нему процессом ценностного самоопределения специалиста в практическим применении права в профессиональной деятельности, которую ему предстоит осуществлять. Так, например, для будущих специалистов подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) важнейшее значение приобретают педагогические ценности, которые исследуются многими специалистами-педагогами (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) и которые призваны дополнить (а возможно и скорректировать) правовые ценности в процессе профессионального ценностного самоопределения будущего специалиста в образовательной среде ведомственной образовательной организации. Именно такое ценностное самоопределение комплементарно воздействует на самоопределение будущего специалиста в праве и приводит к формированию целостной личности специалиста. Хотя здесь речь может идти не о педагогических ценностях в их традиционном представлении как нормах, регламентирующих педагогическую деятельность. В целостной личности выпускника ведомственной образовательной организации – специалиста ПДН формирование таких ценностей  «направляется» теми специфическими особенностями, которые связаны с профессиональной деятельностью с теми, кто совершает противоправные действия, попадает в группы риска, становится безнадзорным или беспризорным и т.д.

Какие же педагогические ценности необходимо включить в систему тех, которые способствуют формированию целостной личности специалиста ПДН? Воспользуемся для их представления классификациями, содержащимися в исследованиях, получивших всеобщее признание [4].

На ценностное самоопределение специалиста ПДН в аспекте формирования педагогических ценностей, безусловно, будут оказывать определяющее влияние социально-педагогические и групповые ценности. Социально-педагогические ценности становятся своеобразной  «оболочкой», в которой под влиянием множества факторов формируются групповые педагогические ценности, отличающие ценностное самоопределение сотрудников ПДН. Однако каждый из специалистов таких подразделений – целостная личность, у которой под влиянием сложной системы факторов, возникающих в системе социально-педагогических и групповых ценностей, формируются личностно-педагогические ценности. Таковыми принято считать социально-психологические образования, отражающие цели, мотивы и идеалы, а также установки и иные мировоззренческие характеристики личности специалиста ПДН, в своей совокупности определяющие систему его ценностных ориентаций, а затем и ценностного самоопределения в различных сферах жизнедеятельности в целом и в профессии в частности.

Что касается личностно-педагогические ценностей, присущих целостной личности специалиста ПДН, то в их системе можно определить следующие:

1) ценности, связанные с утверждением специалистом своей роли в социальной и профессиональной среде, т.е. значимости и престижности его педагогической деятельности с несовершеннолетними, признания важности профессии его семьей, друзьями и родственниками и т.п.;

2) ценности, которые связаны с удовлетворением потребности в общении с коллегами, с несовершеннолетними, иными субъектами профессиональной деятельности, сопровождающемся обменом духовными и иными ценностями, восприятием детского понимания, привязанности, любви, гордости за те позитивные результаты, к которым приводит воспитательная работа с несовершеннолетними, и др.;

3) ценности, которые ориентируют специалиста на развитие своей творческой индивидуальности, профессионально-творческих способностей и самосовершенствование в профессии, а вместе с тем – позволяют осуществлять самореализацию в профессиональной педагогической деятельности, неразрывно связанной с деятельностью правоохранительной.

Проведенные нами исследования позволяют с уверенность утверждать, что гармонизация ценностного самоопределения будущих специалистов в период их обучения в ведомственной образовательной организации может быть достигнута, в частности, посредством разрешения противоречий, возникающих из-за недостаточной психолого-педагогической составляющей целостного образовательного процесса [5, с. 123]. Ведь очень часто недостатки психолого-педагогической подготовки будущих специалистов имеют следствием несформированность на должном уровне вариативных компетенций, а вместе с тем – и неготовность выпускников к осуществлению  эффективной и результативной профессиональной деятельности. Так, применительно к деятельности специалистов ПДН, причины этого нужно искать в несформированности личностно-педагогических ценностей, непонимании их значимости для осуществления их особой работы, ее важнейшего значения для успешности всей деятельности по профилактике, предупреждению и пресечению противоправного поведения несовершеннолетних.

 

Литература

1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. №2. С. 19-26.

2. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2014. Вып. № 1 (57). Т. 2. С.77-81.

3. Бабенко А. Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис.... д-ра юридич. наук. М., 2002.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.

5. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних. Воронеж, 2015.

Разделы