Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Волкова М.С.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

maria40ina@mail.ru

 

Социальное предпринимательство играет значительную роль для будущего инновационного развития во всех сферах общественной жизни, формируя у человека особые жизненные установки, модели поведения. Во-первых – это ключевые для любой инновационной деятельности личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска. Во-вторых, создавая рабочие места, новые возможности для социально незащищённых групп населения, социальное предпринимательство позволяет повысить уровень жизни в целом, а, следовательно, создает условия для эффективных материальных и моральных стимулов для творческой молодежи в секторах экономики, повышает восприимчивость населения к инновациям.

В марте 2013 г. в России впервые был проведен международный форум инновационного развития «Открытые инновации». По его итогам известные венчурные инвесторы, руководители ведущих мировых университетов, аналитики и представители институтов развития пришли к выводу, что в России формируется национальная инновационная экосистема, включающая в себя институты поддержки высокотехнологичных бизнес-проектов разных стадий, однако для ее успешной работы необходимо создать условия на различных уровнях.

Инновационная экосистема, как динамичный и адаптивный организм, который создает, потребляет и трансформирует знания в инновационные продукты, требует наличие общей системы целей и ценностей участников взаимодействия. В исследовании американских ученых  «Будущие экосистемы знаний» отмечается, что экономика движется к групповой организации и через 20–30 лет, благодаря развитию интернет-технологий, основными ячейками экономики могут стать многочисленные малые группы, объединяющие в гибкие сети производителей, потребителей и посредников. Такие группы будут формироваться от случая к случаю (ad hoc organizations) с целью создания знаний и новых благ в рамках очередного совместного проекта [1].

В данном контексте ключевой задачей инновационного развития становится создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. Как известно, любая предпринимательская деятельность выступает мощным фактором ускорения эволюции экономической культуры, стимулируя выполнение инновационной функции социальных механизмов, создание новых социальных связей.

Поскольку предпринимательство является наиболее креативной и организационно гибкой формой хозяйственной деятельности, то уровень его развития выступает одним из основных показателей инновационного развития экономики и общества в целом. Но «инновационный человек» – не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. Как отмечается в стратегии инновационного развития России до 2020 г. «инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, рассматривающим постоянное развитие как неотъемлемую часть своих жизненных принципов. При этом каждый гражданин играет свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.

Для создания среды формирования компетенций инновационной деятельности необходима более сложная интегрированная структура. Одной из таких структур выступает инновационная  форма предпринимательства - социальное предпринимательство. Исходя из главной особенности инновационной экономики, что она всегда и везде строится от человека как носителя компетенций, творческой и деловой энергии, именно качество человеческого капитала определяет успех в построении экономики знаний. Социальный предприниматель не только может ускорять социальные изменения, воздействуя на различные формальные и неформальные институты или организационные сферы, но и изменять институциональную среду. Так деятельность по микрокредитованию Грамин Банка в Индии, а затем и в других странах, помогла миллионам людей стать полноценными участниками местной, региональной и мировой экономики, активно торговать на рынках, зарабатывать деньги и поддерживать себя и свои семьи. По-мнению его основателя М. Юнуса «ничем не ограниченный рынок в своей нынешней форме не предназначен для решения социальных вопросов — напротив, иногда он даже обостряет такие проблемы, как бедность, болезни, загрязнение окружающей среды, коррупция, преступность и неравенство»[2].

Как отмечают независимые наблюдатели, у России есть реальный шанс стать страной, где социальное предпринимательство станет движущей силой позитивных перемен. По данным группы ЦИРКОН и Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», в российском обществе существует достаточно благоприятная атмосфера для принятия и одобрения такой новой практики, как социальное предпринимательство. Каждый второй принявший участие в опросе россиянин считает возможным его распространение в нашей стране; более половины опрошенных (58%) приветствуют распространение инновационных подходов в социальной сфере.

Другими словами, социальный предприниматель может называться «инновационным человеком», способным в полной мере использовать достижения науки и техники, комбинировать ресурсы и мотивированный на создание инноваций, внедряя их во все сферы общественной жизни. Подвергая тщательному анализу суть деятельности социальных предпринимателей, Г. Дис выделяет несколько элементов данного определения, а именно: социальные предприниматели  организуют изменения в социальной сфере; следуют миссии, направленной на создание и поддержание социальных ценностей; осознают и постоянно ищут новые возможности; участвуют в процессе постоянного совершенствования, адаптации и обучения; действуют смело, не ограничиваясь имеющимися в данный момент ресурсами; демонстрируют повышенное чувство ответственности перед целевой аудиторией и готовы отчитываться за достигнутые результаты[3].

Таким образом, деятельность социального предпринимателя формирует необходимые для инновационного развития компетенции как у самого актора, так и у благополучателя (см. табл 1).

Таблица 1

Основные компетенции инновационной деятельности

Социальный предприниматель

Благополучатель

(в результате деятельности СП)

Ключевые компетенции инновационной деятельности (по данным инновационной стратегии 2020)

Высокая квалифиция, способность к непрерывному самообучению

Профессиональная мобильность

Способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности

Самомотивация

Возможность к обучению и освоению новых технологий

Способность к критическому мышлению

Предприимчивость, умение работать в команде

Терпимость к неудачам

Способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде

Креативность и новаторство

Терпимость к нововведениям

Стремление к новому

Глобальное мышление, интернациональность

Поддержка общества

Широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мнению основателя и генерального директора проекта «VIZERRA» А. Гукасяна, в России не хватает предпринимательских ценностей так же сильно, как и общечеловеческих, согласно с которыми люди могли бы жить и работать. Социальное предпринимательство позволяет решить и эту проблему. Объединяя экономический аспект деятельности и социальную миссию, оно позволяет не только популяризировать предпринимательство в обществе, но и повысить лояльность благополучателя. Большинство людей, вне зависимости от места проживания, в своей повседневной жизни довольно консервативны. Социальное предпринимательство даёт возможности проявлять себя прежде всего тому самому инновационному меньшинству, тем самым постепенно внедряя ценности инновационной экономики в сообщество.

Один из важнейших элементов инновационной экономики — это система непрерывного образования. Социальные предприниматели поддерживают идеи постоянного совершенствования и создают бизнес-модели, которые позволяют ликвидировать пробелы в активном обучении нового поколения объединенных общей системой ценностей инноваторов, которые будут развивать свои регионы и страну в целом.

 

Литература

1. Townsend et al. Future Knowledge Ecosystems. The Next Twenty Years of Technology-Led Economic Development. IFTF Report # SR-12361. San Francisco, 2010.

2. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М., 2009.

3. Дис Г. Бизнес без границ: смысл термина «социальное предпринимательство» // Новый бизнес: социальное предпринимательство [Электронный ресурс] http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/sotsialnoe-predprinimatelstvo-sila-novyh-idey.html#(28.10.2015).

Разделы